Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения
.RU

Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения


СОДЕРЖАНИЕ

Автор:

Психология личности

Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения

Т. Л. Крюкова

5

Социальная психология

Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов в условиях диффузного или компактного проживания

^ В. В. Константинов

16

Когнитивная психология

Автобиографическая память: "сгущения" в субъективной картине прошлого

^ В. В. Нуркова, О. В. Митина, Е. В. Янченко

22

Этническая психология

Психологические и культурные факторы этнотипического поведения

^ В. Ю. Хотинец

33

Психология профессиональной деятельности

Развитие профессиональной мотивации спасателей

^ В. А. Бодров, Ю. Б. Бессонова

45

Проблемы актуализации потенциальных свойств сложных технических объектов

^ Ю. Я. Голиков

57

Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний

^ А. О. Прохоров

68

Психофизиология

Две мозговые подсистемы кодирования длительности стимула (часть 2)

^ О. В. Сысоева, А. В. Вартанов

81

Психология и общество

Некоторые аспекты этнофункционального подхода к проблеме образования в России

^ А. В. Сухарев

91

Субъективный телесный опыт и ипохондрия: культурно-исторический аспект

^ А. Ш. Тхостов, Е. М. Райзман

102

Воспоминания, размышления, беседы

"Желаю молодым отстаивать свои научные интересы, быть настойчивыми в достижении научных целей" (подготовил В. И. Артамонов)

^ Э. А. Фарапонова

108

стр. 1



^ Памятные даты

К 100-летию со дня рождения В. Э. Франкла

"Случай" Виктора Франкла

^ Д. А. Леонтьев

118

Научная жизнь

XXVIII Международный психологический конгресс

^ О. В. Митина

128

Критика и библиография

Рецензия на книгу Л. И. Анцыферовой "Развитие личности и проблемы геронтопсихологии"

^ М. И. Воловикова

135

Рецензия на книгу Д. В. Ушакова "Интеллект: структурно-динамическая теория"

^ И. Е. Задорожнюк

137

Хроника

139

* * *

[Равич-Щербо Инна Владимировна]

 

143

стр. 2

ВНИМАНИЕ!

Автор:

В статье В. П. Критской и Т. К. Мелешко "Патопсихологический синдром в системном исследовании патологии психической деятельности", опубликованной в N 6, том 25, в 2004 году, на стр. 73 в "Списке литературы" N 20 допущена ошибка. Следует читать: Николаева В. В. Б. В. Зейгарник и патопсихология // Психол. журн. 2003. Т. 24. N 3. С. 13 - 21.

стр. 2

Психология личности. ВОЗРАСТНЫЕ И КРОССКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СТРАТЕГИЯХ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Автор: Т. Л. КРЮКОВА

© 2005 г.

Кандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры социальной психологии Костромского государственного университета им. НА. Некрасова, Кострома

Рассматриваются возрастные, половые и кросскультурные аспекты совладающего с жизненными трудностями поведения субъекта, которые регулируют его активность. Дается описание адаптированной автором методики измерения стратегий совладающего поведения (ACS - Юношеская копинг-шкала). Приводятся результаты эмпирического исследования факторов выбора молодыми людьми 14 - 19 лет (1137 испытуемых) стратегий и стилей совладающего поведения и сравнения особенностей их выбора молодежью разных культур. Показаны изменения совладающего поведения в процессе взросления.

^ Ключевые слова: активность субъекта, выбор стилей и стратегий совладающего (копинг) поведения, взросление, возрастные стрессоры, кросскультурные различия.

Настоящая статья представляет результаты разработки научных основ нового и развивающегося в отечественной психологии направления, находящегося на стыке социальной психологии, психологии личности, медицинской, возрастной психологии - психологии совладающего (coping) поведения. Мы изучаем совладающее поведение в контексте психологии субъекта [3, 5]. В рамках этого подхода был впервые выполнен состоящий из трех серий цикл эмпирических исследований, изучающих детерминацию выбора стиля - стратегий совладающего поведения. В данной статье представлены результаты одного их них.

"Копинг", или "совладающее поведение", понимают как индивидуальный способ взаимодействия личности с трудной, кризисной, стрессовой ситуацией (см., например, [1, 2, 8 - 11, 15]). Это разновидность социального поведения человека, смысл которого - овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований, предъявляемых трудной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность. Поскольку механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно, мы относим совладающее поведение к дескрипторам субъекта. Активное становление стиля совладающего поведения приходится на подростковый возраст. В данном исследовании мы определяем совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей. Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

В данной работе речь идет о таких факторах выбора субъектом стилей и стратегий совладающего поведения, как возраст, пол и межкультурные особенности, понимаемые как установки восприятия и формы поведения, общие для больших групп людей. Они относятся к разным уровням саморегуляции и стратегической организации субъектом своего социального поведения.

Зарубежные исследователи копинг-поведения считают связь между взрослением и совладающим поведением чрезвычайно сложной. Пока, к сожалению, науке неизвестно, насколько помогает и помогает ли вообще взросление лучше справляться со стрессом и жизненными трудностями [20]. В литературе существуют две модели: ни одна из них не считается достаточно подтвержденной эмпирически. Согласно первой (К. Юнг, Э. Эриксон, Д. Гуттман), становление, развитие личности или индивидуация делают копинг-поведение более успешным, совершенствуя его стратегии. Индивиды склонны от активного копинга в ранней взрослости переходить к пассивному копингу и форме "магического мастерства (овладения)", начиная с 50 лет. Однако это не означает, что немолодые люди лишены хороших навыков совладающего поведения: пассивный копинг и

стр. 5



магическое мастерство могут прекрасно соответствовать обстоятельствам их жизни - физическим ограничениям, уменьшающимся социальным ресурсам и хроническим болезням [20, с. 491].

Вторая - феноменологическая, ситуационная - основана на концепции, преуменьшающей роль внутрипсихических процессов, и обычно не выделяет связанные с возрастом изменения в адаптации. Копинг воспринимается как изменяющийся процесс, необязательно относящийся к личностным чертам или устойчивым диспозициям. Эффективность или зрелость попыток совладания оцениваются в контексте ситуации, в которой возникает стресс, поэтому ни одна копинг-стратегия не называется "хорошей" или "зрелой" - их ценность исследуется в контексте требований ситуации. Возраст может влиять на оценку ситуации и, таким образом, на выбор копинг-стратегий, но взросление не считается главной детерминантой адаптивного поведения или эффективности совладания [1, 20].

С. Стрек и Г. Файфель - авторы подробного обзора тринадцати самых известных "срезовых" и лонгитюдных исследований возрастных изменений копинга в 70 - 90-е годы XX века - пришли к следующим выводам. Возрастные различия в совладающем поведении у людей молодого, среднего и пожилого возраста в ситуациях ежедневных жизненных трудностей и болезней существуют. В большинстве этих исследований (11 из 13) обнаружены различия разного уровня. Сила и направление связей между возрастом и копингом не до конца ясны из-за различий в выборках, инструментах измерения, используемых авторами, и в самих стрессовых ситуациях (см. главу 21 [20, с. 491 - 496]).

Два лонгитюдных исследования внесли особый вклад в понимание проблемы. В одном описано явное увеличение использования зрелых защитных и копинг-механизмов и уменьшение незрелых от юности к средней взрослости. Процессы созревания стабилизируются во взрослости, что подтверждается большой разницей между копингом юношей по сравнению с молодыми взрослыми. Различия между молодыми взрослыми и средним возрастом выражены слабо. В другом, Балтиморском семилетнем лонгитюде Р. МакКре сравнение "срезов" показало наличие умеренных возрастных и когортных различий в использовании ряда копинг-стратегий. Например, пожилые люди выражали чувства, уходили в мир фантазий, позитивно мыслили и враждебно реагировали реже, чем молодые люди. Авторы не обнаружили значимых различий, связанных с возрастом испытуемых, в использовании копинг-стратегий. Ретестирование через семь лет показало удивительную стабильность в выборе некоторых стратегий, например "бегство-избегание" (r = 0.33 - 0.55) и "выражение чувств" (r = 0.39 - 0.43), из чего авторы заключают, что взросление несущественно влияет на выбор испытуемыми копинг-стратегий [20, с. 44 - 64].

Сравнивать результаты таких разных исследований трудно, тем не менее можно говорить о некоторой стабильности в использовании субъектом основных копинг-механизмов и о том, что возрастные изменения в адаптивном поведении могут продолжаться всю жизнь (на протяжении всего взросления-старения), хотя происходят медленно и постепенно.

Немало авторов посвятили свои работы исследованию совладающего поведения детей и подростков (см., например, [17 - 19, 21]). Особенно очевидны различия между младшими и старшими подростками. Ряд результатов противоречит друг другу. Некоторые исследователи не обнаружили связанных с возрастом подростков изменений в их совладающем поведении [22]. Другие зафиксировали уменьшение функционального копинга у более старших подростков и одновременное увеличение эмоционального копинга с возрастом [18]. Получены подтверждения, что реакции детей на стрессовые события изменяются вместе с их развитием; доказано, что младшие дети чаще опираются на проблемно-фокусированные и поведенческие стратегии, тогда как подростки склонны использовать эмоционально-фокусированные и когнитивные стратегии [21, с. 110]. Другие данные получены в кросскультурном исследовании, в котором не было обнаружено никаких явных различий в совладающем поведении подростков, связанных с возрастом (см. [22, с. 279]). Однако австралийские авторы постоянно получали такие изменения [17, 18]. Они показали, что "средние" подростки пытаются напрямую повлиять на причину, вызывающую беспокойство, стресс. Взрослея, они больше полагаются на интернальные формы копинга и меньше используют такой специфический активный копинг, как обсуждение с родителями. Подобные исследования показали, что в период детства индивиды приобретают прямой и немедленно действующий стиль совладания. Менее видимые и более сложные способы копинга могут быть усвоены на этапе подросткового развития, когда мета-когнитивные навыки становятся неотъемлемой частью системы саморегуляции [20, с. 452- 483].

Можно сказать, что молодые люди, изменяясь с возрастом и достигая зрелости, лучше осознают изменения вне и внутри себя. Их развивающаяся способность к саморефлексии предвещает и лучшее самопонимание [3] и конструктивные перемены в совладающем поведении в будущем. Как видим из обзора современных исследований, результаты не могут явно поддержать ни модель

стр. 6



возрастных изменении копинга, ни ситуационный подход.

Цель настоящей работы - рассмотрение факторов выбора стратегий совладания с трудностями (стрессорами) современными молодыми людьми 14 - 19 лет (старшеклассниками и студентами университета), принадлежащими к разным культурам. Гипотезы, требующие эмпирической проверки: 1. Существуют трудности (стрессоры), связанные с этапами возрастного развития субъекта и его социальным контекстом. 2. Половые, возрастные и кросскультурные особенности субъекта (компоненты различных аспектов его активности) являются факторами выбора им стиля и стратегий совладающего поведения. 3. Молодежь разных культур (культура понимается как характерный образ жизни) имеет сходства и различия в совладающем поведении, обусловленные контекстными переменными (демографическими и психологическими).

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие 1137 школьников и студентов-первокурсников университетов Костромы, Тамбова, Архангельска и областей (из них 268 мальчиков/юношей и 869 девочек/девушек) в возрасте от 14 до 19 лет. Мы использовали адаптированный нами в 2002 г. опросник ACS - Adolescent Coping Scale (Юношеская копинг-шкала, или ЮКШ) [6] авторов E. Frydenberg, R. Lewis [19]. Опросник имеет две формы, общую и специальную, состоящие из 80 вопросов. 79 утверждений образуют 18 шкал, или копинг-стратегий, которые молодые люди используют, когда в их жизни происходят различные неприятные события, возникают напряжение и беспокойство. Последний, 80-й вопрос, остается открытым и предлагает респонденту описать, что еще он делает в напряженной, тревожной и неприятной ситуации. Полученные ответы о самостоятельно выбранных способах поведения в трудной ситуации анализировались отдельно. Общая форма ЮКШ выясняет, как индивид обычно справляется с беспокойством и трудностями. Специальная форма ЮКШ отнесена к конкретной трудной ситуации, которая вызывает беспокойство у респондента и называется им. Полученный список трудных для респондентов актуальных жизненных ситуаций и проблем анализировался при помощи контент-анализа и процедуры шкалирования. Методика предполагает проведение ретестирования через 10 - 14 дней. Оценка выраженности совладающего поведения ведется по пятибалльной шкале Лайкерта (от 1 - "никогда не делаю этого" до 5 - "делаю так, поступаю так часто").

Представленные в 18 шкалах стратегии образуют три стиля совладающего поведения: 1) продуктивный (стратегии: ^ Решение проблемы, Работа, достижения, Духовность, Позитивный фокус); 2) непродуктивный (стратегии: Игнорирование, Уход в себя, Надежда на чудо (Чудо), Разрядка, Самообвинение, Беспокойство, Несовладание, Отвлечение, Активный отдых) и 3) промежуточный - социальный (совладание с помощью других): стратегии Социальная поддержка, Друзья, Принадлежность, Общественные действия, Профессиональная помощь. Последний относится к продуктивному стилю. Статистические параметры шкал подтверждены пятью исследованиями авторов опросника и семью исследованиями автора адаптации на российской выборке, в том числе одним диссертационным [14].

Сравнение результатов, полученных нами при психометрической проверке опросника, с авторскими данными показывает их сходство: при адаптации ЮКШ внутренняя согласованность шкал, или альфа-Кронбаха, находится в диапазоне α = 0.46 - 0.86. Результаты ACS: α = 0.54 - 0.84 (ср. α = 0.71). Среднее значение для всего опросника, полученное у нас: α = 0.86 (при стандартном отклонении SD = 22.7). Известно, что минимально приемлемый уровень альфа в подобных опросниках обычно равен примерно 0.65 [15; 18, с. 125 - 126]. Согласованность двух половин опросника (40 и 39 вопросов) определялась методом расщепления и оказалась высокой (0.85). Средняя величина интеркорреляций между 79 вопросами невысокая (r = 0.14), что говорит о том, что они не пересекаются по содержанию. Ретестовая надежность шкал ЮКШ: r = 0.47 - 0.82. Среднее значение коэффициента корреляции Спирмена: r = 0.66 при p < 0.01. В опроснике ACS r = 0.49 - 0.82 (ср. r = 0.68) в специальной форме и r = 0.44 - 0.84 (ср. r = 0.67) в общей форме. Эти данные позволяют сказать, что русскоязычная версия опросника ЮКШ психометрически корректна для диагностики выбора стратегий совладающего поведения молодежью 14 - 19 лет.

Данные обрабатывались при помощи стандартного пакета Statistica 6.0. Достоверность различий определялась по t -критерию Стьюдента для независимых выборок.

^ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный содержательный и количественный анализ наиболее актуальных для молодежи трудных ситуаций и стрессов, вызванных ежедневными трудностями и жизненными событиями и представляющих личностные проблемы и затруднения, показал, что в целом эти проблемы сходны у школьников и студентов (табл. 1). В то же время их содержание и степень выраженности специфичны для студенчества и старшеклассников, имеют отличия в разных "срезах", проведенных в конце и начале учебного года. Различия обусловлены прежде всего возрастными особен-

стр. 7



Таблица 1. Стрессоры учащейся молодежи 15 - 19 лет: n = 216, случаев - 436 (специальная форма ЮКШ)

N

Больше всего меня беспокоит (волнует)

Студенты, 1-й "срез", конец учебного года

Студенты, 2-й "срез", начало учебного года

Старшеклассники

1.

Проблемы учебной деятельности (отметки, экзамены, зачеты)

122

26

59

2.

Материальные проблемы

17

9

-

3.

Проблемы семейных взаимоотношений

15

32

5

4.

Проблемы взаимоотношений между полами (сексуальные проблемы)

8

20

6

5.

Проблемы взаимоотношений со сверстниками

14

6

11

6.

Проблемы взаимоотношений со взрослыми (учителями, педагогами)

-

-

11

7.

Личное будущее, жизненные перспективы (работа, карьера)

9

16

15

8.

Глобальные проблемы: развитие будущего страны, государства

1

15

4

9.

Проблемы самооценки (непонимание с другими; неуверенность в себе)

2

4

10

ностями наших испытуемых, а также ситуативными (контекстуальными) условиями: например, чем ближе экзамены, тем актуальнее становятся проблемы учебной деятельности.

Исследуемые нами группы молодежи могут быть объединены в единую возрастную группу "учащаяся молодежь". Актуальность самооценочных проблем для старшеклассников является объективной возрастной характеристикой перехода от подросткового периода к этапу ранней юности. Проблемы семейных взаимоотношений более важны для девушек-студенток; юношей чаще волнуют более глобальные проблемы развития государства и будущего страны. Проблема личного будущего, работы, карьеры тревожит современных школьников и студентов значительно сильнее, чем ранее [7].

Сравним эти данные с результатами "среза", проведенного иным образом. Значимые жизненные события, названные студентами, участниками тренинговых и психотерапевтических групп в качестве запроса, по сути являются факторами стресса и в различной степени осознаются молодыми людьми: от полного осознания их роли до значительного вытеснения [12]. Среди них:

1. Болезни (в том числе в детстве)

2. Переезды

3. Разлад/развод родителей

4. Смерть бабушки/дедушки

5. Смерть отца/матери

6. Рождение брата/сестры, отношения с ними

7. Разлука с родителями

8. Отношения с отчимом/мачехой

9. Изменение финансового положения родителей, безработица родителей

10. Неучастие в том, в чем хочется (например, отдых)

11. Насильственное участие в какой-либо деятельности

12. Разрыв с подругой/другом

13. Начало свиданий, встреч с противоположным полом

14. Выбор профессионального пути

15. (Не) поступление в вуз, обучение в вузе

16. Отношения в классе, группе

17. Сверхконтроль (опека) родителей

18. Равнодушие родителей

19. Сексуальные проблемы

20. Брак, отношения с супругом/супругой

Как видим, студенты как представители молодежи начала нового века следуют некоторым ведущим ценностям, угроза существованию которых вызывает у них тревогу, беспокоит их. Это ценности индивидуальные, относящиеся к сферам получения образования и достижения профессиональной карьеры, семейной жизни, общения. Но в то же время это и социальные ценности, для защиты которых молодой человек нуждается в умении мобилизовать силы, совладать с трудностями, не падать духом. Проведенное ранжирование ретроспективной и актуальной ценности жизненных событий, анализ количественных данных свидетельствуют о наибольшей значимости для студентов стрессовых факторов, связанных с поступлением в вуз и обучением в нем (ранг 1). Говоря о ежедневных жизненных трудностях (данные ЮКШ), мы установили, что студенческая молодежь более всего уязвима к академическим стрессорам, все испытуемые - к семейным стрессорам. Наши результаты несколько отличаются от данных известного исследования Б. Компасса (1989), показавшего, что для 12 - 14-летних подростков наиболее значимы семейные стрессоры (например, давление со стороны родителей); для 15 - 17-летних - стрессоры, связанные со сверстниками (взаимоотношения с друзьями и недругами); академические стрессоры (экзамены, отметки) больше всего влияют на молодых людей 18 - 20 лет [16].

Измерение совладающего поведения молодых людей при помощи ЮКШ показало у всех испытуемых сложившееся в процессе социализации копинг-поведение с более или менее выраженным набором ("репертуаром") предпочитаемых или отвергаемых копинг-стратегий. Полученные для всей выборки по всем стратегиям средние значения находятся в диапазоне от M = 1.51; SD =

стр. 8



= 0.73 (Общественные действия) до M = 4.73; SD = 0.98 (Решение проблемы) по пятибалльной шкале Лайкерта. Первые три места занимают стратегии: Решение проблемы, Работа, достижения, Беспокойство. Последние три (наименее предпочитаемые): Активный отдых, Профессиональная помощь, Общественные действия. Стили совладающего поведения у смешанной выборки из 1137 испытуемых имеют следующую выраженность: 1. Продуктивный стиль (ориентированный на решение проблемы, задачи) - M = = 15.06. 2. Социальный стиль (совладание с помощью других) - M = 13.10. 3. Непродуктивный стиль (несовладание) - M = 10.06.

Социальный стиль копинга трактуют как относящийся к продуктивному стилю, но тем не менее выделяют его в отдельный стиль в связи с неоднозначной природой поиска и использования социальной поддержки, лежащей в его основе. Постоянное обращение к другим людям как внешним ресурсам говорит о социальной зависимости и незрелости субъекта совладания [13, 18].

Проанализировав стратегии, предложенные молодыми людьми самостоятельно в ответе на открытый 80-й вопрос ЮКШ (n = 500), мы получили 448 дополнительных названий стратегий, объединив их по смыслу. Надо отметить, что хотя большинство дополнительно выделенных стратегий имелось в предложенном перечне в 18 шкалах опросника, они отмечались молодыми людьми особо. Это говорит о личностной значимости предложенных версий. Самые популярные из них (по количеству выборов) расположились в следующем порядке: Отвлечение - 88, Работа, достижения - 53, Решение проблемы - 47, Социальная поддержка - 30, Друзья - 27, Активный отдых - 27, Уход в себя - 25, Игнорирование - 20, Чудо - 18, Принадлежность - 17, Разрядка - 16 и т.д. Кроме того, получены версии, расширяющие шкалы Отвлечение и Несовладание, и такие, которые не всегда можно отнести к той или иной шкале: "больше провожу времени с домашними животными; балую себя; стараюсь занять себя тем, что правильнее; стараюсь меньше бывать дома, чтобы не обременять родителей; думаю, как отомстить; обвиняю всех в своих проблемах", а также общение с природой (лесом, водой), игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка и вышивание, ведение дневников, сочинение стихов и медитация, теплая ванна, массаж, работа на компьютере.

Обращает на себя внимание то, что молодые люди довольно часто (49% случаев) ищут поддержки у родителей, родственников, конкретизируя свои действия: "посоветуюсь с мамой", "поговорю о своих проблемах с сестрой, братом", "расскажу бабушке". Данные высказывания говорят о сохранении тесной связи с семьей молодых людей российской глубинки.

Описаны три преимущественные сферы проявления копинг-стратегий: поведенческая, эмоциональная и познавательная [9]. По нашим данным, молодые люди 14 - 19 лет наиболее часто выделяют: поведенческие копинг-стратегий - 270 случаев (60.4%); познавательные копинг-стратегий - 102 случая (22.8%); эмоциональные копинг-стратегий - 76 случаев (16.8%), что говорит о преобладании рационального поведения в стрессовых ситуациях у современных старшеклассников и студентов.

Анализируя копинг-стратегий, выбираемые представителями разных полов, констатируем, что их выраженность (уровень развитости, сформированности) выше у женской части молодежной выборки по 10 шкалам (из 18). Сюда попадают шкалы, составляющие как продуктивный (2 из 4), социальный (3 из 5), так и непродуктивный (5 из 9) стили совладающего поведения. Различия значимы на уровне p = 0.01. Это может иметь двоякую интерпретацию: либо женщины сильнее переживают, "улавливают" стресс и более мобилизованы для совладания с ним, либо они лучше рефлексируют свои мысли и чувства по поводу жизненных трудностей и более открыты для их обсуждения.

У мальчиков (юношей) значимо выше (по сравнению с девушками) выражены стратегии непродуктивного (Уход в себя, Активный отдых, Игнорирование проблемы) и социального (Профпомощь, Общественные действия) стилей совладающего поведения (различия значимы на уровне p = 0.001). Это 5 стратегий (из 18), не касающихся наиболее важных компонентов продуктивного копинга, направленного на решение задач, проблем. По трем шкалам (Работа, достижения, Позитивный фокус и Отвлечение) значимых различий между мужской и женской выборками не обнаружено (см. табл. 2).

Факторный анализ шкал позволил выявить 19 факторов (вместо 18 шкал), объясняющих 61% общей дисперсии. Проведя факторизацию по другому основанию (копинг-стили), мы получили шесть факторов (вместо 3 стилей), имеющих высокие нагрузки (от 0.50 до 0.81) и объясняющих 65% всех случаев. В целом, содержание полученных факторов совпадает с авторской версией. В выделенные авторами три стиля совладающего поведения: продуктивный (4 шкалы), социальный (5 шкал) и непродуктивный (9 шкал), вторичная факторизация привнесла следующие особенности. Для некоторых шкал было характерно стремление к объединению с другими стратегиями. Каждому из трех авторских стилей совладания соответствует два фактора: продуктивный стиль включил факторы 3, 6; социальный - 1,4; непро-

стр. 9



vremen-goda-v-proizvedeniyah-velikogo-russkogo-poeta-konechno-ne-stala-isklyucheniem.html
vremena-goda-pichajkovskogo.html
vremena-goda-v-indii.html
vremena-gruppi-indefinite-predislovie.html
vremena-sudej-domashnee-zadanie-18-lekciya-1-19-kniga-bitie-19-vremena-patriarhov-dopotopnoe-vremya-19-period-pervij.html
vremennaya-instrukciya-o-poryadke-ucheta-i-soderzhaniya-zashitnih-sooruzhenij-grazhdanskoj-oboroni-stranica-5.html
  • education.bystrickaya.ru/1-translate-the-sentences-into-english-using-active-vocabulary-of-unit-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/ya-n-vorobejchik-rukovodstvo-po-autopsihoterapii-stranica-20.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabota-metodkabineta-metodsluzhbi-itogi-deyatelnosti-gou-spo-sahalinskij-kolledzh-iskusstv-v-20092010-uchebnom-godu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-dlya-uchitelya-ekaterinburg-sokrat-1998-96-s-izmenenie-1-k-gostu-1-84-vved-01-07-2000.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-obsheteoreticheskie-osnov-psihologii-sporta-razdel-nauka-psihologii-sporta.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/antikrizisnoe-upravlenie-predpriyatiem.html
  • books.bystrickaya.ru/determinirovannie-ekonomiko-matematicheskie-modeli-i-metodi-faktornogo-analiza.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prof-michaela-bhmig-vladimir-vladimirovich-mayakovskij-i-russkij-futurizm-poshechina-obshestvennomu-vkusu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/territorialnij-gorodskoj-otdel-11-tgo-11-plan-provedeniya-proverok-soblyudeniya-zemelnogo-zakonodatelstva.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-nauka-v-kontekste-kulturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-chast-1-dlya-vseh-napravlenij-i-specialnostej-sankt-peterburg.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teatr-v-drevnej-grecii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-5-rabota-s-kadrovimi-dokumentami-1-sistema-upravleniya-personalom-organizacii.html
  • literature.bystrickaya.ru/bertyaev-vd-bulatov-la-latishev-vi-mityaev-ag-prajs-list.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iii-g-yu-ksenzova-ocenochnaya-deyatelnost-uchitelya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtori-programmi-kol-vo-chasov-v-nedelyu-uchebniki.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-3-fiziologiya-truda-i-ee-zadachi.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-10-oktyabr-2010-g.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-iformacionnie-sistemi-v-nalogooblozhenii-dlya-specialnosti-010502-prikladnaya-informatika-v-ekonomike.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-proekta-dlya-uchastiya-v-nacionalnom-professionalnom-psihologicheskom-konkurse-zolotaya-psiheya.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-mnogourovnevoe-bibliograficheskoe-opisanie-mezhgosudarstvennij-sovet-po-standartizacii-metrologii-i-sertifikacii.html
  • student.bystrickaya.ru/1-sushnost-i-osnovnie-elementi-byudzhetnogo-processa-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-festivale-studentov-balakovskogo-politehnicheskogo-tehnikuma-salyut-pobeda-posvyashyonnom-65-letiyu-pobedi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strukturnoe-modelirovanie-i-sintez-sistemi-avtomaticheskogo-upravleniya-processom-shlifovaniya-na-koordinatno-shlifovalnom-stanke.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/urok-chteniya-vo-2-klasse.html
  • institut.bystrickaya.ru/taraz-memlekettk-pedagogikali-instituti-f15-382-1-1-003.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-tehnologii-obucheniya-rekomenduemie-k-ispolzovaniyu-v-processe-obucheniya-inostrannomu-yaziku.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trud-trudoustrojstvo-zanyatost-naseleniya-period-stranica-15.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nachalo-i-konec-vselennoj-chast-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-voprosi-dlya-podgotovki-k-zachetu-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080301-kommerciya-torgovoe-delo-moskva-2007.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-mou-mastahskaya-sosh-za-2006-2007-uchebnij-god-obshaya-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-obobshenie-opita-raboti-na-pravah-rukopisi-soderzhanie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-roli-i-meste-russkogo-yazika-v-prepodavanii-inostrannih-yazikov-v-mgimo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aud-419-k-programma-provedeniya-dnej-molodezhnoj-nauki-v-altgu-21-aprelya-2008-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-1-obshie-problemi-psihologicheskogo-konsultirovaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-vistavochno-yarmarochnih-i-drugih-meropriyatij-provodimih-v-kurskoj-oblasti-v-2011-godu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.