.RU

Возрастные нормативы психомоторного развития детей - Основы медицинских знаний


^ Возрастные нормативы психомоторного развития детей Организм человека представляет собой сложную развивающуюся во времени систему. Отправной точкой этого развития является момент слияния мужских и женских половых клеток – яйцеклетки (n) со сперматозоидом (n) и образование новой клеточной структуры — зиготы (2n). С момента образования зиготы начинается период внутриутробного развития, или пренатальный период жизни человека. Из одноклеточной зиготы за счет повторного деления образуется сначала многоклеточный зародыш (морула), который, укрепившись в слизистой матки, с течением времени трансформируется в эмбриональный зачаток с признаками клеточной дифференциации. Из него в течение беременности, которая продолжается у человека 38-40 недель, формируется плод (fetal). ^ Принято выделять несколько периодов внутриутробного развития:

  1. Зародышевый (герминальный) период. Он занимает интервал времени от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается имплантацией образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки. Длиться этот период 1 неделю.

  2. Период имплантации. Продолжается этот период около 40 часов.

  3. Эмбриональный период. Длиться 5-6 недель. Питание зародыша в этот момент осуществляется за счет собственных резервов из желточного мешка. В этот момент происходит закладка и образование практически всех органов (например, на 2 неделе внутриутробного развития закладывается – ЦНС, а на 4 неделе – сердечно-сосудистая система и т.д.). В этот период действие неблагоприятных факторов (прием антибиотиков, жаропонижающих средств, химических мутагенов, стрессы, вирусные и бактериальные инфекции и т.п.) приводят к развитию эмбриопатий (грубые, часто несовместимые с жизнью пороки развития). Возраст плода или срок беременности от 3 до 7 недель принято считать критическим периодом развития.

  4. Неофетальный период – длиться около 2 недель. В этот период формируется плацента – особый оран, обеспечивающий связь плода с материнским организмом, посредством которого, плод будет получать от матери питательные вещества, необходимые для дальнейшего развития его организма.

  5. Фетальный период - начинается с 9 недели внутриутробного развития и продолжается до рождения ребенка. Ребенок, рожденный в период 9-37 недели (масса <2500 гр., рост <45 см), характеризуется выраженной морфо-функциональной незрелостью и называется недоношенным. Фетальный период в свою очередь подразделяется на ранний фетальный период (9-28 недели) и, поздний фетальный период (с 28 по 40 недели или начала родов). В ранний фетальный период происходит интенсивный рост и тканевая дифференцировка органов плода. В этот период действие неблагоприятных факторов приводит к задержкам развития плода, дифференцировки органов и тканей (дифференцировки органов - гипоплазия, а дифференцировки тканей - дисплазии). В поздний фетальный период действие неблагоприятных факторов не приводит к аномалиям развития органов и систем, но может вызвать преждевременные роды с рождением незрелого ребенка.
^ С появлением ребенка на свет завершается пренатальный период жизни и начинается постнатальный. Новорожденный ребенок продолжает интенсивно развиваться.
Постнатальный период в свою очередь делится на подпериоды. Каждый возрастной подпериод (или период) характеризуется только ему присущими биологическими и функциональными возможностями. Поскольку, темпы развития для каждого человека сугубо индивидуальны, его “паспортный” или хронологический возраст далеко не всегда соответствует биологическому. Он может опережать его или отставать. Соответственно, приходится констатировать либо опережающее, либо отстающее развитие человека.

Принятая в настоящее время периодизация постнатальной жизни человека базируется на имеющихся представлениях о сроках, необходимых для завершения этапного процесса морфологического и функционального становления отдельных тканей, органов и их систем, организма в целом.

Наиболее динамичные и качественно новые изменения происходят в детском и юношеском возрасте. Онтогенез человека разделяют на следующие периоды:

  1. ^ Период новорожденности (до 4 недель жизни или отпадения пуповины):

а) Ранний неонатальный период – с момента рождения до 7-х суток жизни. Этот период самый ответственный для адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни. В этот период начинает функционировать дыхательная система, закрываются фетальные анастомозы (соединения) сердечно-сосудистой системы (артериальный проток, овальное отверстие), изменяется характер терморегуляции, начинает функционировать желудочно-кишечный тракт, происходит замена гемоглобина в эритроцитах ребенка (фетальный гемоглобин сменяется на гемоглобин взрослого). Этот период характеризуется состоянием неустойчивого равновесия функций систем и органов ребенка, адаптационные механизмы легко нарушаются, что может существенно отразиться на состоянии ребенка и его жизнеспособности.

б) Поздний неонатальный период (с 8 дня по 28 день жизни). В этот период происходит интенсивное развитие анализаторов (прежде всего, зрительного), начинается развитие координации движений, образование условных рефлексов.

  1. ^ Грудной или младший ясельный возраст (до года жизни). Длительность грудного возраста определяется продолжительностью грудного вскармливания. К концу первого года жизни организм доношенного и нормально развивающегося ребенка достигает определенной функциональной зрелости, позволяющей перейти ему на так называемую “общую диету”.

В этот период выделяют определенные этапы психомоторного развития.

^ На первом месяце жизни у детей формируется первоначальное слуховое и зрительное сосредоточение. Ребенок поворачивает голову в ответ на сильные звуковые и зрительные раздражения. На втором месяце фиксирует взор на неподвижном предмете. А к трем месяцам – на движущемся предмете, поворачивает голову в сторону звука.

В этот период развивается зрительно – моторная координация (следит за игрой собственных рук). Способен различать вкус. Возникает восприятие контура (лицо матери). В двигательной сфере – уменьшается характерная для детей первого месяца жизни сгибательная мышечная гипертония. Нарастает объем движений, увеличивается тонус мышц – разгибателей (разгибание рук, их подъем до горизонтального уровня, удержание в руке вложенной игрушки). В возрасте 1,5-2 месяцев у ребенка выражены рефлексы опоры, автоматической ходьбы, впоследствии они исчезают. Держит голову в положении на животе (1-2 мес.). В возрасте 1-3 мес. ребенок начинает гулить, улыбаться (1,5-2 мес.), произносить единичные гласные.

^ Возраст 3-6 мес. Развивается зрительная и слуховая дифференцировка. Ребенок узнает близких ему людей. Совершенствуется зрительно-моторная координация. Появляется возможность к манипуляции с предметами. Мышечный тонус нормализуется, развиваются активные движения рук и ног. Ребенок способен поворачиваться со спины на бок, а к концу этого периода, и на живот. Хорошо держит голову в положении на животе и в вертикальном положении (2-3 мес.), сидит с поддержкой. В три месяца в положении на животе опирается на предплечье и поднимает верхнюю часть туловища. В вертикальном положении выпрямляет туловище. В четыре месяца начинает ощупывать пеленку, удерживает руку у края одеяла, перебирает её пальчиками.

На третьем месяце появляется реакция рассматривания рук, которая продолжается до 4-5 мес., а затем исчезает. В четыре месяца угасает реакция непроизвольного захватывания. Объем и характер движений изменяется. От генерализованных, бросковых движений, переходит к точным, целенаправленным. В возрасте шести месяцев лежащий на спине ребенок быстро и точно протягивает руки к попавшей в поле зрения игрушке. Гуление становится активным, протяжным. Появляется звук «м». Увеличивается число произносимых гласных. Интенсивно развивается комплекс оживления. Ребенок улыбается, видя знакомых взрослых, начинает оживленно двигаться, издавать звуки.

^ Возраст 6-9 мес. Ребенок узнает лица и голоса знакомых. Четко локализует слуховые и тактильные раздражители. Появляются реакции равновесия. Развивается способность выпрямлять туловище. Ребенок поворачивается со спины на живот, и с живота на спину. Движения рук контролируются зрением. В положении на животе хорошо опирается на вытянутые руки, полностью разгибает бедра и голени. Характерно развитие функции сиденья. Садится из положения лежа на боку.

^ Возраст 7-8 мес. У ребенка развиваются двигательные навыки - ползанье на животе. А несколько позднее и на четвереньках. В восемь месяцев ребенок стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах. Совершенствуется движения в кисти и пальцах: появляется умение разжимать кисть и класть предмет. Активно развивается лепет. Ребенок начинает произносить звуки «ба», «ма», «да» и др. В лепете проявляются интонации удовольствия и неудовольствия. Развивается подражание и начальное ситуационное восприятие обращенной речи (подражание жестам, качание головой и т.п. ). Активно манипулирует предметами.

^ Возраст 9-12 мес. У ребенка развито бинокулярное зрение. Начинает распознавать геометрические фигуры. Различает отдельные шумы, звуки, начинает понимать обращенную речь. Хорошо дифференцирует лица. В этот период совершенствуется ползанье на четвереньках. К концу первого года ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу, а к концу этого периода ребенок начинает самостоятельно ходить.

Совершенствуется система речи. Повторяет произносимые окружающими слоги, копирует их интонацию. Голосом выражает эмоции. Говорит простые слова «ма»-«ма», «да-да» и т.п. Произносит 5-6 лепетных слов.

В общем-то, это достаточно “тревожный” период жизни человека. Дело в том, что у грудничков не сформирована окончательно иммунная система, и они склонны при возникновении различного рода инфекционных заболеваний давать септические (от сепсис – заражение крови) реакции, а само поражение приобретает диффузный, разлитой характер. У детей этого возраста, ЦНС легко истощаема, поэтому большую часть своей жизни они проводят во сне.

  1. ^ Период «молочных зубов», включает в себя преддошкольный (1-3 года) и дошкольный (3-7 лет). В этот период ребенок интенсивно растет, увеличивается его словарный запас (в 2 года -50-70 слов, а в 3 года ребенок оперирует развернутыми фразами). Совершенствуется анализатор равновесия. Походка приобретает устойчивый характер. К концу второго года ребенок способен ходить вверх и вниз по лестнице. Точно захватывает и бросает предметы. Узнает имена и названия объектов. Понимает обращенную речь. Активно играет с игрушками. Начинает формироваться представление о схеме тела.

В 3 года в зрительном восприятии начинает доминировать один глаз. Ребенок дифференцирует предметы по массе, форме, цвету, величине. Начинает складывать разрезанную картинку из двух частей. Совершенствуется манипулирование кистью и пальцами. Начинает самостоятельно есть, использую ложку и вилку. Понимает обиходную речь и содержание сказок. Активно общается с окружающими при помощи речи. Развивается функция общения на наглядно-конкретном уровне. Ребенок начинает устанавливать причинно – следственные связи. Развивается самосознание. Говорит о себе в первом лице.

В период дошкольного возраста происходит совершенствование двигательных функций. Движения становятся более координированными. К семи годам дети начинают выполнять координаторные пробы (например, пальце-носовая). В этот период происходит развитие речи. Однако словарный запас здесь ограничен (в 6 лет - до 3500 слов). Часто наблюдается неправильное произнесение отдельных звуков. Формируются навыки самообслуживания. Ребенок привыкает выполнять элементарные обязанности. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, где находит отражение окружающая действительность. В дошкольном возрасте восприятие начинает приобретать характер самостоятельного процесса, связанного с практической деятельностью. Дошкольник не умеет осуществлять систематическое наблюдение. Память у младших дошкольников яркая, образная. Дети хорошо запоминают то, что у них вызвало интерес. Запоминание у них непроизвольное. Однако в дальнейшем, развивается и произвольное запоминание. Связанно оно с развитием речи. Расширяется круг представлений, в т.ч. о причинно-следственных связях, что проявляется множественным «Почему?». К концу дошкольного возраста возникают простейшие виды логических операций. С их помощью осуществляется систематизация и обобщения фактов.

С медицинской точки зрения, этот период чреват той опасностью, что пассивный иммунитет (невосприимчивость к инфекционным заболеваниям) ослабевает, и ребенок оказывается беззащитным не только перед “детскими инфекциями”, но и перед “социальными” заболеваниями и, прежде всего, туберкулезом. Поэтому, как никогда остро, встает проблема прививок.

  1. ^ В младшем школьном периоде (7-11 лет) - происходит полное становление практически всех, за исключением половой, систем организма. К этому времени полностью завершается структурное формирование всех отделов ЦНС, в том числе и коры головного мозга. Совершенствуется координация движений. Что дает возможность заниматься различными видами спорта (гимнастика, плавание и т.п.). Значительное развитие получает устная и письменная речь. Возрастает словарный запас. Развивается зрительное и слуховое внимание. Появляется способность к запоминанию большого количества словесного и зрительного материала. Развивается зрительное и слуховое внимание.

Младший школьный возраст характеризуется большими переменами в социальной жизни ребенка - он становится школьником и начинается формирование его социальной роли. С началом обучения в школе могут проявиться скрытые дефекты, связанные с перенесенными в раннем детстве заболеваниями (поражения ЦНС, зрительного, слухового, двигательного анализаторов, и т.п.). Результатом этого может явиться низкая успеваемость в школе.

  1. ^ Старший школьный период (с 12 до 17 лет). Этот период характеризуется резким изменением функций эндокринных желез, бурным ростом, развитием качеств и черт, характерных для пола (пубертат). Завершается он достижением биологической половой зрелости. Важно знать, что пубертат не связан сколько-нибудь жестко с календарным возрастом человека и зависит от многих факторов (генетических, климатических, алиментарных и пр.). Не редки отклонения как в ту, так и другую сторону. У девочек, как правило, он протекает более быстро, а у мальчиков довольно часто завершается в юношеском возрасте – уже следующем возрастном периоде.

Пубертатный период наиболее сложно переживается человеком. Это связано, прежде всего, с тем, что происходит перестройка всей гормональной системы, обеспечивающей регуляцию всех, без исключения, функций организма. Для этого периода характерна неустойчивость психики, вегетативной нервной системы, обмена веществ. Этот период характеризуется интенсивным ростом тела в длину. Среднегодовой прирост может достигать 10 и более сантиметров. Максимум его приходится у девочек к началу менструаций, а у мальчиков — поллюций (ночное, самопроизвольное семяизвержение). У девушек рост и вес в 11-15 лет несколько опережает юношей. Для тех и других присуща возрастная соматическая дисгармония (несоответствие между собой показателей роста, массы и окружностей тела) развития.

Так у девочек, сначала с опережением примерно на 1 год растет туловище в длину и только потом увеличивается длина нижних конечностей. По завершению роста ног начинается расширение поперечника таза и грудной клетки.

У мальчиков рост начинается с расширения таза и нижних конечностей, затем окончательно вытягивается туловище. Завершается рост расширением грудной клетки.

  1. ^ Юношеский или ювенильный возраст: 17-21 у мужчин и от 16 до 20 лет у женщин. Он характеризуется резким замедлением роста. Длина тела в этот период увеличивается не более чем на 1-2 см в год.

  2. Зрелый возраст. От 21 до 60 лет у мужчин и от 20 до 55 у женщин.

  3. Пожилой (пресенильный) возраст – до 75 лет. Характеризуется заметным угасанием адаптационных возможностей организма и нарастающими возрастными изменениями.

  4. Старческий или сенильный возраст — после 75 лет. Характерно резкое снижение основных физиологических функций и адаптационных возможностей, нарастает вероятность смерти.

  5. Люди старше 90 лет относятся к категории долгожителей.

Итак, функциональные возможности человека, а вместе с ними возможности адаптации к изменяющимся условиям претерпевают динамические изменения на протяжении всей его жизни. Наиболее значимые изменения приходятся на период “первичной” социализации человека — годам учебы в школе. Не случайно, поэтому такое огромное влияние оказывают эти годы на всю последующую жизнь. Именно в школьные годы «проверку» проходят все адаптационные системы, т.к. в условиях школы происходит столкновение биологической индивидуальности человеческой личности с унифицированной формой организации учебного процесса.

Дети в своем развитии, как было показано выше, переживают шесть «критических» периодов, во время которых наиболее высока вероятность повреждения организма и развития болезней. Отсюда происходит и термин «критический период». Наибольше значение с этих позиций, имеет период внутриутробного развития, а именно – эмбриональный период (1-й триместр беременности) и плодный (3-й триместр беременности). В это время, при действии неблагоприятных факторов, высока вероятность гибели зарождающегося организма, возникновения врожденных аномалий и внутриутробных инфекций.

Второй период - неонатальный (0-28 дней жизни ребенка), в течение которого реализуются недостатки ребенка к адаптации во внешней среде.

Третий период (3-6 месяцев) характеризуется высокой частотой инфекций - вследствие ослабления материнского иммунитета, дефицита витаминов, питательных веществ.

Четвертый период социальной адаптации (возрасте 2-4 года), характеризуется ростом частоты инфекций, травм (например, в результате несчастных случаев).

Пятый период (5-6 лет) - характеризуется становлением высшей нервной системы, большинства биохимических параметров, первым вытяжением (ускорением роста), формированием хронических заболеваний, невротизации.

Шестой период - подростковый возраст (10-17 лет) соответствует этапу становления личности, физических и репродуктивных кондиций взрослого человека, опасен возможностями девиантного поведения, социальной дезадаптации.


Лекция 5

нормативно-правовая база охраны здоровья в рф


Вопросы лекции:

  1. Организация здравоохранения в РФ. Нормативно-правовая база охраны здоровья в РФ.

  2. Права пациента в системе ЗО, как потребителя медицинских услуг.

  3. Основные виды медицинской помощи в РФ.


Существующая законодательная база в области охраны здоровья в РФ слагается из следующих направлений правового регулирования:

- законы, гарантирующие права граждан на охрану здоровья и гарантии медицинской помощи;

- законы, регламентирующие вопросы санитарно-эпидемиологической безопасности населения в РФ;

- законы, касающиеся организации деятельности системы здравоохранения и регулирования профессиональной деятельности работников здравоохранения;

- надзорные законы в области охраны безопасности жизнедеятельности граждан;

- ответственность за нарушения в области охраны здоровья граждан.

Источниками правоотношений в области ЗО выступаю Конституция РФ, законодательство РФ в области ЗО, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные документы Минздравсоцразвития РФ.

Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируются Конституцией Российской Федерации. Статья 41 Конституции РФ гласит:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Гарантии, заложенные в Конституции РФ, реализуются посредством соответствующих законов в области охраны здоровья граждан:

-«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ФЗ № 5487 – 1 от 22 июня 1993);

-«О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ФЗ № 1499-1 от 28 июня 1991 г. в ред. от 02.04.93 № 4741-1 , 01.07.94 № 9-ФЗ);

-«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Закон № 52 – ФЗ от 30.03.1999 г.);

-«Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (Закон № 157-ФЗ от 17.09.98).

-«О природно-лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (Закон № 26-ФЗ от 23.02.95);

-«О лекарственных средствах» (Закон № 86-ФЗ от 22.06.98);

-«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» (закон № 3185-1 от 2.07.92);

-«О наркотических средствах и психотропных веществах» (Закон №3 – ФЗ от 8.01.98);

-«О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (Закон № 86 –ФЗ от 5.07.96);

-«О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (Закон № 38-ФЗ от 30.03.1995 );

-«О донорстве крови и её компонентов» (Закон № 58-ФЗ от 04.05.2000);

-«О трансплантации органов и (или) тканей человека» (Закон №4180-1 от 22.12.92), и др.

22 июня 1993 г. принят один из основных законов в области здравоохранения - «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», он содержит 12 разделов, 69 статей, охватывает практически все разделы медицинской деятельности.

Статьей 1 закона дается определение понятие «Охрана здоровья граждан» - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья».

Этой же статьей устанавливается роль государства, как гаранта охраны здоровья каждого человека. Законом так же устанавливаются основные принципы охраны здоровья граждан в РФ (статья 2):

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Статьей 10 настоящего закона, определяются источники финансирования охраны здоровья граждан:

1) средства бюджетов всех уровней;

2) средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

3) средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

4) средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;

5) доходы от ценных бумаг;

6) кредиты банков и других кредиторов;

7) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

8) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Данным законом устанавливаются и права граждан, как потребителей медицинских услуг. Так статьей 17 настоящего закона, закреплено право граждан Российской Федерации на охрану здоровья. Статья гласит: «Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья». Это право, в соответствии со статьей, обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Статьей 20 данного закона определяется право граждан РФ на медико-социальную помощь. Так при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Государство берет на себя заботу и об охране здоровья членов семьи (ст. 22): «Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства». Кроме того, в статье закрепляется право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства.

Также данной статьей декларируется право граждан на льготы в области охраны здоровья, семьям имеющих детей. Законодательно закреплено право в интересах лечения ребенка, одному из родителей (или иному члену семьи) находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.

В случае карантинных мероприятий или в случае ухода за больным ребенком в возрасте до семи лет законом предусматривается выплата одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи пособия за весь период карантина или амбулаторного лечения (в т.ч. совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении). Пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

Данным Законом закрепляются и права несовершеннолетних в интересах охраны здоровья. Так, несовершеннолетние имеют следующие права:

1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах;

2) медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней;

3) санитарно-гигиеническое образование;

4) на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности;

5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Кроме того, несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет (а больные наркоманией с 16 лет) имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

При обращении гражданами за медицинской помощью и ее получении в соответствии со ст. 30 пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

^ Право граждан на информацию о состоянии здоровья гарантируется ст. 31: «Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения...».

Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему (а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям) лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.

В соответствии с данной статьей, гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и не может предоставляться третьим лицам без согласия гражданина.

^ Оказание медицинской помощи без согласия граждан регламентируется ст.34: «Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование), проводится с согласия их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей - судом. Оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством. Освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся без их согласия в порядке, устанавливаемом Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, могут быть применены принудительные меры медицинского характера на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда».

Раздел VII данного закона посвящен вопросам медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.

Статья 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона: «Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона».

Статья 36. Искусственное прерывание беременности: «Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности…Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования…». «…Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».


vremennaya-instrukciya-po-raschetu-elektricheskih-nagruzok-zhilih-zdanij-rm-2696-01.html
vremennaya-programma-provedeniya-kvalifikacionnih-ekzamenov-na-poluchenie-kvalifikacionnogo-attestata-auditora-razdel-pravovoe-regulirovanie-hozyajstvennoj-deyatelnosti-i-trudovih-otnoshenij-tema-obshie-polozheniya.html
vremennie-formi-glagola-izyavitelnogo-nakloneniya-tadzhikskogo-yazika-i-ih-sposobi-peredachi-v-arabskom-yazike.html
vremennie-metodicheskie-rekomendacii-po-raschetu-normativov-obrazovaniya.html
vremennie-pravila-elektronnoj-zapisi-detej-na-otdih.html
vremennie-rekomendacii-po-tehnologii-i-organizacii-stroitelstva-mnogofunkcionalnih-visotnih-zdanij.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-mezhdunarodnie-ekonomicheskie-organizacii-e-f-zhukova-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-informacionnoj-kulturi-lichnosti-v-shkolnih-bibliotekah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-knir-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-dlya-studentov-gumanitarnih-i-ekonomicheskih-specialnostej-vseh-form-zaochnogo-obucheniya.html
  • student.bystrickaya.ru/-lichnoe-strahovanie.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zvukopogloshayushie-konstrukcii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/joga-krishni-vsbore-materialov-dlya-lekcij-i-v-podgotovke-knigi-k-izdaniyu-takzhe-prinimali-uchastie-anna-zubkova.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obespechenie-zakonnosti-i-disciplini-v-gosudarstvennom-upravlenii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-uchebnih-zanyatij-po-biohimii-na-ii-semestr-20102011-uchebnogo-goda-dlya-studentov-2-kursa-po-specialnosti-veterinariya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/cerkovnij-raskol-i-vozniknovenie-staroobryadchestva.html
  • testyi.bystrickaya.ru/574-18-19-olzhazba-inda-taatarova-zhamia-tzhkizi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-pribilnosti-chast-7.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotaciya-programmi-uchebnoj-disciplini-b-1-istoriya-obshaya-trudoemkost-disciplini-sostavlyaet-3-zachetnih-edinici-108-chasov-stranica-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-instruktora.html
  • doklad.bystrickaya.ru/umo-po-klassicheskomu-universitetskomu-obrazovaniyu-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-obuchayushihsya-po-napravleniyu-i-specialnostyam-psihologii-bbk88-3ya7.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stenogramma-soveshaniya-v-centre-socialno-konservativnoj-politiki-gazetnij-per-d-3-5-str-1-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tatarskij-mulla-i-chistij-vozduh-proekt-obshij-tekst-textshare.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-vneshnego-auditora-ob-ocenke-proekta-stroitelstva-stranica-11.html
  • crib.bystrickaya.ru/gumanitarnijinstitu-t.html
  • write.bystrickaya.ru/formi-raboti-s-roditelyami.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problemi-nalogooblozheniya-pribili-predpriyatij-i-organizacij-v-sovremennih-usloviyah.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksandr-alekseevich-alekseev-vospominaniya-artista-imperatorskih-teatrov-a-a-alekseeva-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-udk-bbk-m-pechataetsya-po-resheniyu-uchebno-metodicheskogo-soveta-instituta-socialnih-i-gumanitarnih-znanij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-kontrolnim-rabotam-i-seminarskim-zanyatiyam-zachetu-i-ekzamenu-po-predmetam-istoriya-i-kultura-bashkortostana-istoriya-bashkortostana-tema-seminarskogo-zanya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-plenarnogo-zasedaniya-.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-discipline-stroenie-veshestva-dlya-gruppi-ah-07-1.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tiristornie-kommutiruyushie-ustrojstva-igumnov-n-p-tipovie-elementi-i-ustrojstva-sistem-avtomaticheskogo-upravleniya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zasedanie-soveta-po-koordinacii-i-podderzhke-nauchnih-issledovanij-problem-severnogo-kavkaza-associacii-severnij-kavkaz.html
  • books.bystrickaya.ru/chuvstvo-razbitosti-osnovi-obshej-vrachebnoj-praktiki.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtorskie-prava-sostavitel-i-redaktor-chernobrov-vadim-aleksandrovich-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/oitu-oris-jir-tldernde-zhrgzletn-mektepterge-arnalan-aza-debiet-ou-pn.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/modelirovanie-raboti-banka.html
  • report.bystrickaya.ru/i-informacionnie-resursi-sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-im-akad-i-p-pavlova.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabotnikam-pribivshim-na-rabotu-v-selskuyu-mestnost.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obrazovanie.html
  • desk.bystrickaya.ru/okolo-100-chelovek-evakuirovano-iz-za-pozhara-v-shkole-v-nikolaevska-na-amure-informacionnoe-agentstvo-interfaks-05102011.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.