Возрастные особенности развития регулятивных - Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных...
.RU

Возрастные особенности развития регулятивных - Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных...



^ Возрастные особенности развития регулятивных

универсальных учебных действий у младших

школьников

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

— умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

— умение сохранять заданную цель;

— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

— умение контролировать свою деятельность по результату;

— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия (П.Я. Гальперин, 2002). Критериями оценки ориентировочной части являются:


Критерии оценки исполнительной части:

Критерии контрольной части:

Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

— принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);

— план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;

— контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);

— оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);

— мера разделенности действия (совместное или разделенное);

— темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Перечисленные функциональные и структурные компоненты деятельности, а также вид помощи, необходимой учащемуся для успешного выполнения действия, являются показателями сформированности общей структуры регуляции деятельности (Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова, 2006). Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

1. ^ Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. ^ Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

— формирование основ оптимистического восприятия мира.

^ Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели. В учебной деятельности выделяют следующие уровни сформированности учебных действий (Г.В. Репкина, Е.В. Заика, 1993):

1. Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности. Поведенческими индикаторами здесь являются выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и

воспроизведения.

2. Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем. Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму.

3. Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач.

4. Адекватный перенос учебных действий в сотрудничестве с учителем.

Выделенный 4-й уровень вполне достижим к завершению начального образования. Что же касается 5-го и 6-го уровней (5-й — самостоятельное построение учебных целей и 6-й — обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи), то их формирование возможно на этапе обучения в средней школе. Другими существенными показателями сформированности учебной деятельности в начальной школе являются:

— понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

— умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

— форма выполнения учебных действий — материальная/ материализованная; речевая, умственная;

— степень развернутости (в полном составе операций или свернуто);

— самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;

— различение способа и результата действий;

— умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

— умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

— адекватность и дифференцированность самооценки;

— умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха (А. К. Маркова, 1990). Предложенная диагностическая система объединяет характеристики собственно учебной деятельности, личностных и

регулятивных универсальных действий и свойств действия, что позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий.


^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД.



Вид УУД

Нормативные показатели

Класс

Уровни сформированности и рекомендации

Диагностика

низкий

средний

высокий

учитель

психолог

целеполагание - постановка учебной задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и

усвоено учащимися, и того, что ещё

неизвестно


^ Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Формулировать и удерживать учебную задачу

1

-Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

-Нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя.

-Не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятии, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

-Предъявляемое требование осознается лишь частично.

-Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

-Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов решения

Рекомендации:

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

-Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи регулирует весь процесс выполнения.

-Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.


Рекомендации:

поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания



наблюдение




2

-Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

-Может принимать лишь простейшие цели.

Рекомендации:

консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Охотно осуществляет решение познавательной задачи.

-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения

Рекомендации:

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

Развитие понятийного мышления.

- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения.

-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи

Рекомендации:

поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания

3

-Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

- Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.


-Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи.

Рекомендации:

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

Развитие понятийного мышления.

-Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней, может выходить

за пределы требований программы.

-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения.

Рекомендации:

поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..


4

- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя

-Включаясь в работу, быстро отвлекается.

- Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

- Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов

Рекомендации:

консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.


- Четко выполняет требование познавательной задачи.

-осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи

- Самостоятельно формулирует познавательные цели.

-Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

Рекомендации:

поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

Развитие понятийного мышления.

-Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия

Рекомендации:

поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..


контроль в форме сличения способа

действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения

отклонений и отличий от эталона;

^ 1. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.


1

-Низкие показатели объема и концентрации внимания.

- Не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.

- Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий.

Рекомендации:

консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание.

-Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности.

- Средние показатели объема и концентрации внимания.

- Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.

Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.


-Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

-Высокие показатели объема и концентрации внимания.

-Осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено.

- Ошибки исправляет самостоятельно.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля




-Методика «Рисование по точкам»

-Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки)


2

- Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

- Предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание.


- Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.

- Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.


-осознает правило контроля.

- Ошибки исправляет самостоятельно

-контролирует процесс решения задачи другими учениками

- Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля

3

-Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.

-Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля.

-Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы.

-Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля, усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности.

- Ошибки исправляет самостоятельно.

-Контролирует процесс решения задачи другими учениками.

- Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.

Рекомендации: в групповых формах работы предлагать роль эксперта.

4

-Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.

-Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля.

-Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы.

-Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля, усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности.

- Ошибки исправляет самостоятельно.

-Контролирует процесс решения задачи другими учениками.

- Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.

Рекомендации:

в групповых формах работы предлагать роль эксперта.

оценка - выделение и осознание

обучающимся того, что уже усвоено

и что ещё нужно усвоить, осознание

качества и уровня усвоения; оценка

результатов работы.


Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Степень развития

произвольного внимания.



1

-Неумение опираться на образец.

-Низкий уровень развития произвольного внимания.

-Не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля

-Может ориентироваться на образец, но делает ошибки.

-Может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки

-Работает точно по образцу.

- Может оценить действия других учеников.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки.







2

- не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

Рекомендации:

консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, инвидуальный подход

-Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, создание ситуции успеха на уроках

- Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

- Может оценить действия других учеников.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, предлагать роль эксперта.







3

- Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения.

Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания

-Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.

-Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи,.

Рекомендации: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач.

- Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

- Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..









4

- Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения.


Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания.

-Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.

-Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи,.

Рекомендации: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач


- Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

- Может оценить действия других учеников.

- Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..


vremennie-trebovaniya-k-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-po-otrasli-01-00-00-fiziko-matematicheskie-nauki.html
vremennih-trebovanij-k-osnovnim-obrazovatelnim-programmam-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-po-otrasli-12-00-00-yuridicheskie-nauki.html
vremennij-reglament-organizacii-razmesheniya-svedenij-o-nahodyashihsya-v-sude-delah-soderzhani-e.html
vremenno-soglasovannij-vibros-liticheskoj-informacii-i-normativno-tehnicheskoj-dokumentacii-v-stroitelstve-i-zhkh.html
vremennoe-izmenenie-obshestva-socialnoe-vremya-shtompka-p-sociologiya-socialnih-izmenenij.html
vremennoe-polozhenie-o-sisteme-zachetnih-edinic-kreditov-pri-podgotovke-vrachej-v-klinicheskoj-internature-klinicheskoj-ordinature-na-ciklah-professionalnoj-perepodgotovki-i-povisheniya-kvalifikacii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/63-sostoyanie-i-razvitie-glava.html
  • crib.bystrickaya.ru/kandiba-dmitrij-viktorovich-tehnika-mislennogo-gipnoza-stranica-4.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vozrozhdenie-rossii-socialno-ekonomicheskij-portret-chast-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/p-a-elohin-balaban-a-zajcev-s-stranica-3.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rao-ees-rossii-sobiraetsya-obestochit-ogromnoe-kolichestvo-potrebitelej-neplatelshikov-moskva-16042003-olga-gubenko-leonid-novikov-finansovie-izvestiya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/revizor-sad-pesa-nikolaya-vasilevicha-gogolya-v-teatre-kolumba-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-v-polhovskaya-i-a-kudryashova.html
  • klass.bystrickaya.ru/57-kreditnij-dogovor-banka-s-zaemshikami-konspekt-lit-spisok-literaturi-page.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/radio-rossii-vesti-30062008-grishin-stepan-2200-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-1-iyulya-2008-g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-priema-inostrannih-grazhdan-v-fgou-vpo-kazanskij-gosudarstvennij-arhitekturno-stroitelnij-universitet-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poznavatelno-razvlekatelnaya-igra-ptichi-razgovori.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-himiya-zattar-turali-zharatilistanu-ilimdarini-br-salasi-himiya-ilimini-pajda-bolui.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grecheskaya-literatura-perioda-rimskogo-vladichestva-zadachi-kotorie-neobhodimo-reshit-obuchayushimsya-sleduyushie-poznakomitsya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-predprofilnogo-kursa-dlya-uchashihsya-9-h-klassov-na-temu-spiral-vremeni.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-nash-mirovozzrencheskij-standart-vnutrennij-prediktor-sssr-kratkij-kurs.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-transportnie-sredstva-tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv.html
  • institut.bystrickaya.ru/svedeniya-o-provedenii-rabot-po-ispravleniyu-tehnicheskih-oshibok-s-celyu-perehoda-na-ais-gkn-s-pomoshyu-utiliti.html
  • studies.bystrickaya.ru/issledovanie-dvizheniya-centra-mass-mezhplanetnih-kosmicheskih-apparatov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pochemu-mi-schitaem-chto-strahovanie-eto-odin-iz-instrumentov-obespecheniya-bezopasnosti-v-stroitelstve.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-logicheskie-osnovi-argumentacii-g-i-ruzavin-logika-i-argumentaciya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zagadki-godunovskogo-chertezha-sibiri-1667-goda-sbornik.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-220400-68-upravlenie-v-tehnicheskih-sistemah.html
  • institut.bystrickaya.ru/spravochnoe-posobie-algoritm-otkritiya-novogo-predpriyatiya-pitaniya-podgotovka-vseh-etapov-upravleniya-biznesom.html
  • znanie.bystrickaya.ru/403-rinochnaya-stoimost-zakonodatelstvo-i-praktika-otdelnih-stran.html
  • letter.bystrickaya.ru/obzor-podhodov-k-kratkosrochnomu-i-srednesrochnomu-prognozirovaniyu.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zachet-za-yanvar-nekrasov-n-a-kontrolno-izmeritelnie-materiali.html
  • institut.bystrickaya.ru/sto-velikih-kompozitorov-stranica-13.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-edinogo-dnya-pravovih-znanij-po-teme-konvenciya-oon-o-pravah-rebenka-stranica-6.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-materialah-goroda-frunze-bishkek-1980-i-2005-gg-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-preddiplomnoj-praktiki-studentov-specialnosti-080111-65-marketing-srok-praktiki-8-nedel.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspisanie-lekcij-na-yanvar-2010-goda-10-yanvarya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/skazanie-o-morehode-peredovshike-fyodore-shabaline-ili-kak-russkie-lyudi-otkrivali-torgovij-put-v-yaponiyu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/serdce-plan-lekcij-na-sentyabr-dekabr-2003g-uchenie-antahkarani.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-prednaznachena-dlya-roditelej-uchashihsya-7-11-klassov-klassnih-rukovoditelej-uchitelej-tehnologii-otvetstvennih-za-proforientacionnuyu-rabotu-v-obsheobrazovatelnih-uchebnih-zavedeniyah.html
  • literatura.bystrickaya.ru/riali-vi-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferencii-2-3-marta-2006-g-belovo-2006-bbk-ch-2142ros-4ke-73ya431-n-34-stranica-47.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.