«Возвышение Македонии при царе Филиппе»
.RU

«Возвышение Македонии при царе Филиппе»


Цель урока:

Познакомить учащихся с восточным походом греко – македонских войск.

Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и презентации давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности. Слайд №2.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания по теме: «Возвышение Македонии при царе Филиппе».

Письменно: 2 карточки.

Карточка №1

Дать определение понятиям: граждане, верфи, пошлина, переселенцы, амфора, пифос.

Карточка №2

а) Внимательно прочитать вопрос и подготовить развернутый ответ на него: почему Греция потеряла свою независимость?

б) Для этого вспомнить:

Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?

Почему греки жили недружно и воевали между собой?

Что давала тактика Филиппа ссорить противников?

в) Сделать вывод.

Устно:

Где находится Македония? (на севере Балканского полуострова)

Как звали македонского царя? (Филипп II)

Каким был Филипп II?

Краткий ответ по карточке: почему Греция потеряла свою независимость?

Каким образом Александр пришел к власти в Македонии? (после смерти своего отца – царя Филиппа)

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа II во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществив поход на Восток.

Вместе с учащимися определяем цель урока: познакомиться с походами Александра Македонского на Восток и выяснить, почему рухнула мощная держава персов под ударами армии македонцев.

Задача урока: почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

IV. Изучение новой темы.

План. Слайд №3.

Личность Александра Македонского.

Первые победы.

Битва при Иссе.

Гибель Персидского царства.

Окончание похода.

Записываем в тетрадях тему и план урока.

^ Записи на доске:

334 г. до н. э. – битва на реке Граник,

333 г. до н. э. – битва близ города Исс,

331 г. до н. э. – битва у селения Гавгамелы,

330-327 гг. до н. э. – походы Александра в Среднюю Азию,

325 г. до н. э. – завершение похода в Вавилоне.

^ Сообщение ученика об Александре Македонском (учащиеся знакомятся с личностью Александра Македонского, с качествами, которые были присущи для этого полководца). Слайд №4.

^ Рассказ учителя: В 334 г. до н.э. состоялась переправа войск через пролив (Дарданеллы), отделяющий Европу от Азии. На берегу горной реки Граник стояли отряды персов. Надвигался вечер. И один из полководцев предложил дождаться утра, но Александр ответил словами… (слайд №5, №6). Битва завершилась победой македонян. Был открыт путь в Малую Азию.

^ Рассказ учителя: Дарий III – персидский царь (слабый, нерешительный человек и бездарный полководец), двинулся во главе войска навстречу Александру. Встретились близ г. Исс. Александр возглавил атаку. Бой шел два часа. Александр прорвался к колеснице Дария и тот, испугавшись, бежал с поля битвы, оставив свою семью. Слайд №7, №8.

^ Работа с текстом учебника по вариантам: абзац 3, с. 191-192, I-В.

?- Как была завоевана Финикия?

3 абзац, с. 192-193, II-В.

?- Как Александра встретили в Египте? 2-3 минуты. Здесь Александр основал первый свой город в честь своего имени – Александрию. Таких городов будет основано еще более 20. Слайд №9, №10.

^ Рассказ учителя: В 331г до н. э. Александр продолжил свой поход вглубь Персии. 4 месяца шло войско. У селения Гавгамелы состоялась битва. (Слайд №11, №12). Дарий III собрал огромную армию: колесницы, пехота, конница, боевые слоны.

Александру был дан такой совет – напасть на персов ночью. «Я не краду победу», - ответил Александр.

^ Характеристика битвы:

Битва началась с атаки персидских колесниц (не причинили вреда македонянам).

Построившись клином, македонская конница во главе с Александром атаковала персов, прорвала их строй и устремилась к тому месту, где находился Дарий.

За конницей – фаланга.

Дария охватил страх, он обратился в бегство, а за ним – его воины.

Александр занял Вавилон, а затем Персеполь.

Дария III убивают его же приближенные.

Войско провозгласило Александра «царем Азии».

^ Рассказ учителя: Слайд №13, №14. Затем Александр отправился в Среднюю Азию. А с Азии он продолжил свой поход в Западную Индию – в долину Инда. Здесь войско Александра столкнулось с боевыми слонами. Но лучники ранили многих слонов и те пришли в ярость, повернув назад. При этом начали топтать свих воинов. Александр одержал блестящую победу. Окрыленный успехами он объявил о походе в долину Ганга. Однако войско отказалось.

325 год до н. э. 10 – летний поход завершился.

323 год до н. э. Александр заболел и умер (от лихорадки – это болезненное состояние, сопровождающееся жаром и ознобом). Слайд №15. Задание для учащихся:

? Когда Александр родился?

V. Закрепление. Слайд №16.

Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? (армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций; полководческий талант Александра сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы).

Что привлекает вас в личности Александра Македонского? Что вам не нравится в нем?

VI. Итог урока. Домашнее задание: § 42, вопрос 1,4.


Александр Македонский (356 — 323 гг. до н. э.) — македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти.

За Александром Македонским ещё в античности закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.

Александр родился 21 июля 356 года до н. э. в македонской столице Пелла. Его родители — македонский царь Филипп II и дочь эпирского царя Олимпиада.

Александра с раннего детства готовили к дипломатии, политике, войне. Воспитателями и наставниками Александра были: родственник по линии матери Леонид, к которому он сохранил глубокую привязанность в зрелом возрасте, несмотря на строгое спартанское воспитание в детстве; шут и актёр Лисимах; а с 343 до н. э. — великий философ Аристотель, под руководством которого он получил классическое греческое образование.

Ещё в детские годы Александр отличался от сверстников: был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра было безгранично. Равнодушный к богатству, он неистово завидовал славе отца и мечтал о блестящих подвигах.

В 16-летнем возрасте Александр остался за царя в Македонии, когда Филипп осаждал Византий, и правил жёстко, беспощадно подавив восстание фракийского племени медов. А спустя 2 года в 338 до н. э. в битве при Херонее Александр показал личное мужество и навыки полководца, возглавляя под присмотром опытных военачальников левое крыло македонского войска.

Склонность к авантюрам Александр продемонстрировал в юности, когда без воли отца хотел жениться на дочери Пиксодара, правителя Карии. Позднее он всерьёз разругался с отцом из-за женитьбы последнего на юной знатной Клеопатре, в результате чего произошёл разрыв отношений между Филиппом и Олимпиадой, которую Александр искренне любил. Примирившись с отцом, Александр вернулся в Македонию.

Во время свадебных торжеств в 336 до н. э. Филипп был убит своим телохранителем Павсанием. Из наследников у Филиппа были только Александр, сын от опальной разведённой Олимпиады, и Арридей, незаконный сын от любовницы Филинны. Жена Филиппа Клеопатра родила накануне убийства дочь.

Македонское войско, хорошо знавшее и видевшее Александра в сражениях, провозгласило его царём.

Плутарх так описывает его внешность:

«Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа, и сам он считал, что только этот скульптор достоин, ваять его изображения. Этот мастер сумел точно воспроизвести то, чему впоследствии подражали многие из преемников и друзей царя, — лёгкий наклон шеи влево и томность взгляда. Апеллес, рисуя Александра в образе громовержца, не передал свойственный царю цвет кожи, а изобразил его темнее, чем он был на самом деле. Как сообщают, Александр был очень светлым, и белизна его кожи переходила местами в красноту, особенно на груди и на лице.»

К этому можно добавить лишь то, что богатырским сложением Александр не обладал и к атлетическим состязаниям был равнодушен, предпочитая увеселительные пиры и сражения. В возрасте 20 лет Александр стал царём Македонии.

Александр имел трех законных жен (бактрийская княжна Роксана, дочери персидских царей Статира и Парисатида) и двух сыновей: Геракла от наложницы Барсины и Александра от Роксаны.

Очень часто Александр бросался в гущу схватки, список его ран перечисляет Плутарх:

«При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом — мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой — стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании — камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов — индийским копьём в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее.»

Но умер Александр не от ран, а от затянувшейся лихорадки неясного генеза 10 или 11 июня 323 до н. э. в Вавилоне. Его империя немедленно была разделена между его военачальниками (диадохами).

По современным представлениям Александр умер от малярии. Смерть Александра произошла внезапно, во время стоянки в Вавилоне перед новым походом. По одной из версий организм царя, ослабленный ежедневными приступами малярии, не смог сопротивляться сразу двум болезням; второй болезнью было либо воспаление легких, либо вызванная малярией скоротечно протекающая лейкемия (белокровие). По другой версии, Александр заболел Западно-нильской лихорадкой. Были также версии об отравлении царя Антипатром, которого Александр собирался сместить с поста наместника Македонии, однако никаких доказательств этому не появилось.

vse-dlya-vir-turistov-novie-izvestiya-gorelik-olga-14122005-229-str-3-radio-12-mayak-novosti-13-12-2005-garin-petr-12-00-12.html
vse-eksperti-i-vse-oprosi-mogut-skazat-kakie-knigi-pokupayutsya-luchshe-kakie-huzhe-ili-kakie-zhanri-no-kakaya-kniga-dejstvitelno-nuzhna-neobhodima-vostrebovana-stranica-25.html
vse-elektronnie-knigi-serii-stalker-fanfiki-glavi-novosti-anonsi-www-stranica-2.html
vse-eto-napominaet-polimorfnoe-psihicheskoe-rasstrojstvo-ili-gruppu-psihicheskih-rasstrojstv-svyazannih-s-dezintegraciej-processov-mishleniya-i-emocionalnih-reakci.html
vse-eto-ulozhilos-u-menya-v-golove-okolo-tridcati-treh-let-nado-zametit-chto-togda-ya-ne-bil-znakom-s-teoriyami-vernadskogo-i-gumileva-ne-chital-shopengauera-i-to.html
vse-gotovo-b-g-klyujko-ohranyaetsya-zakonom-ob-avtorskom-prave-narushenie-ogranichenij-nakladivaemih-im-na-vosproizvedenie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ischeznovenie-uchenogo-agata-kristi-bolshaya-chetverka-erkyul-puaro.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-fakulteta-zaochnogo-socialno-ekonomicheskogo-obrazovaniya-murmansk.html
  • exam.bystrickaya.ru/vsemirnaya-torgovaya-organizaciya-i-rossiya-chast-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-aktivnih-form-obucheniya-na-formirovanie-klyuchevih-kompetentnostej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oboronnie-sooruzheniya-kazani.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovi-tehnologii-intellektualnoj-deyatelnosti-uchebnoe-posobie-izd-vo-god-str.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-tomskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet-tgpu-utverzhdayu-dekan-pf-g-yu-titova.html
  • pisat.bystrickaya.ru/strategiya-plana-razvitiya-organizacii-chitinskij-msc.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-v-kakom-sostoyanii-nahoditsya-diskussiya-po-voprosu-opredeleniya-ponyatiya-mezhdunarodnoj-standarti.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-pravila-kotoroe-dejstvuyut-pri-transportirovke-opasnih-gruzov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/24-obshie-polozheniya-o-veshnom-prave-64-j-vopros-grazhdanskoe-pravo-rf-chast-pervaya-uchebnoe-posobie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/staticheskie-i-dinamicheskie-informacionnie-modeli.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverzhdena-prikazom-ao-kazahtelekom-ot-2012-goda-tendernaya-dokumentaciya-po-zakupke-uslug-na-provedenie-kompleksnogo-marketingovogo-issledovaniya-dlya-ao-kazahtelekom-za-2011-2012-g.html
  • school.bystrickaya.ru/beloyarskij-rajon-enciklopediya-mestnogo-samoupravleniya-uralskij-federalnij-okrug-ekaterinburg-2002-s-120121.html
  • literature.bystrickaya.ru/dnietanu-pn-bojinsha-1-sinipa-arnalan-zhanuarlar-lem.html
  • studies.bystrickaya.ru/13-sinajskaya-kampaniya-i-ee-posledstviya-1956-g-plan-dorozhnaya-karta-92-plan-a-sharona-95-zaklyuchenie-99.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dostignuv-hristova-vozrasta-ya-ne-sozdal-svoego-ucheniya-no-stal-nevrastenikom-i-alkogolikom-da-yavsego-lish-prosto-naprosto-alkash-i-zamette-ya-ne-stesnyayus-stranica-8.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurilshik-poseshaya-kletku-mariam-petrosyan-dom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-27-iyulya-2010-g-stranica-5.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-10-razvitie-shkoli-i-pedagogiki-rossii-v-hh-veke-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-volgograde-ognem-ohvachen-voroshilovskij-rajonnij-sud-informacionnoe-agentstvo-visota-1020-04022011.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/www-i-u-ru-politiko-filosofskie-traktati-cicerona-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/73programma-raboti-shkolnogo-muzeya-publichnij-doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dlya-detej-doshkolnogo.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonoproekt-rassmatrivaemij-vo-vtorom-chtenii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-ekonomika-instituta-utverzhden.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/badarlamasi-informatika-zhne-aparatti-aupszdk-kafedrasini-mzhlsnde-talilandi-hattama-10-06-mausim-2017-zh.html
  • composition.bystrickaya.ru/polnij-kurs-dzhek-shvager-moskva-stranica-19.html
  • school.bystrickaya.ru/kapshtikmfalgoritmicheskij-metod-resheniya-poznavatelnih-zadach-po-matematike.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zagadochnij-mir-gribov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/molodie-uchenie-o-sovremennom-finansovom-rinke-rf.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vekselya-chast-10.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-od-6-lekarstvennie-i-yadovitie-rasteniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-funkcionalnogo-sostoyaniya-nervno-mishechnoj-sistemi-shkolnikov-s-umstvennoj-otstalostyu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-dekorativno-prikladnoe-tvorchestvo.html
  • writing.bystrickaya.ru/1-vchem-smisl-ponyatiya-finansovaya-stabilizaciya-2-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.