.RU

Воззрение идеализма - В. В. Новиков доктор философских наук, профессор


^ Воззрение идеализма
Это очень древняя мысль о том, что в нас есть нечто, что влияет на наше восприятие. Платон называл это «идеями», Кант называл это трансцендентальными и априорными вещами, которые запредельны нам в том смысле, что они даны нам до какого бы то ни было опыта. Такого рода априорными формами восприятия или опыта Кант называл пространство, время – это уже есть, и в этих предуготовленных формах мы воспринимаем.

К подобным воззрениям так или иначе склонялись представители философской школы, называемой «идеализмом». Согласно марксистским источникам, идеалисты – это те, которые говорят, что сознание первично по отношению ко всему существующему, а материалисты – те, которые говорят, что материя первична. Два полярных взгляда и их всевозможного рода комбинации: и материализм, с одной стороны, и идеализм – с другой, и не материализм и не идеализм, всякие формы нигилизма и т.д. Этими полярностями и всем, что их заполняет, мы можем описать все существующие философские системы.

Но неужели наивные заблуждающиеся идеалисты не принимали существование внешнего мира? Беркли, Кант, Гегель или Мах так сильно заблуждались? Конечно же это карикатурные, идеологически выстроенные образы философов-идеалистов, которые рисовались марксистской философией. Ни Беркли, ни Кант, ни Гегель, ни Мах конечно же не утверждали абсурдную вещь – что внешнего мира не существует и он вторичен. Они, как мыслители, глубоко смотрящие в суть дела, утверждали одну очень важную мысль, от Платона и даже с более древних времен, о том, что существующий внешний мир дан нам только через наши переживания, и никак иначе.

Мы вступаем в контакт с этим миром через наши органы чувств, получаем через них сенсорную информацию, и вся получаемая через органы чувств и через внечувственные каналы (интуиция, экстрасенсорика) информация обрабатывается теми программами переработки информации, которые мы усвоили в жизни. Эти программы имеют культурно-историческую природу, они тесно связаны с временем, местом и личной историей и привязаны к конкретным координатам нашей телесности и чувственности. Их работа в чем-то аналогична компьютерным программам, которые тоже обрабатывают информацию, или работе телевизионного приемника, принимающего некие излучения и преобразующего их в видимое изображение. Так вот, в нас тоже действуют всевозможного рода программы, которые обрабатывают поступающую информацию. Под информацией я имею в виду все потоки информации, которые мы получаем через органы чувств, мышление, речь, тело, все вербальные и невербальные каналы.

Вот примерно, что имеют в виду так называемые объективные и субъективные идеалисты, когда говорят о том, что мира, как такового, нам не дано, он дан нам только через просвет бытия, через свет сознания: куда мы посветили фонариком-лучом своего внимания, в этом мире и в этом свете мы и воспринимаем.

Вот о чем, собственно говоря, мыслили древние и в чем им вторят современные философы, говоря, что человек живет в просвете бытия. Бытие – слово, обозначающее, что мир бесконечно больше любых слов об этом мире, бесконечно больше любых картин мира, которые у нас существуют, и этот мир дан нам через наше личное существование, которое накладывает на него неотделимо личный отпечаток, свой взгляд, свое представление. Конечно, в этом «своем» взгляде есть много того, что мы почерпнули от всех других людей, этот взгляд пронизан нашими «интересами» и «деятельностью», и когда люди со сходными взглядами образуют группы, получается одно село, одна национальность, одна команда, одна творческая лаборатория и т.д.

В том факте, что каждый из нас видит мир в просвете бытия, всегда и неизбежно через призму своих представлений, коренится неуничтожимое экзистенциальное измерение человеческой жизни. Это – экзистенциальное измерение, потому что, будучи конечными, ограниченными, пристрастными, мы все время растем и в процессе роста, в процессе жизни мы должны принимать ответственность и, самое главное, совершать поступки и через это расширять свое сознание.
^ Редактор реальности
Известный психокибернетик Грегори Бейтсон ввел понятие редактора реальности, или редактора восприятия. Посредством него Большая Реальность становится тем миром, который мы воспринимаем. В идею редактирования реальности Бейтсон обобщил известные представления о том, что наше восприятие обусловлено установками, ценностями, воспитанием, бессознательным, т.е. привязано к пространству, времени, зависит от многочисленных историко-культурных факторов. В итоге то, что мы воспринимаем, является отредактированной версией Большой Реальности [15–16].

Современная наука – и психология развития, и антропология, – изучающая развитие человека и формирование его восприятия, неплохо разобралась с тем, как работает редактор реальности, как он формируется, что влияет на его работу.

Колоссальное влияние на работу редактора реальности, на то, какими мы будем и каким будет наше восприятие, оказывает семья, место, где мы родились, характер родов [346]. И от того, какая фаза родов была наиболее сложной, затянутой, что является самыми сильными впечатлениями детства и что образует определенного рода предрасположенности восприятия (то, что этологи, изучающие поведение животных, называют импринтингом), зависит, какое мировоззрение мы, в конце концов, имеем тенденцию усвоить [60]. Внутриутробное развитие, и особенно критические моменты, связанные с интоксикациями, с болезнями матери, с ситуацией в семье, влияет на будущие особенности характера [352]. Раннее детство, наши детские страхи, наши детские обусловленности, детские болезни, детские напряжения, как отмечал психоанализ и многие психологии развития, в большой степени влияют на то, какими мы станем, чего мы будем бояться. Ребенок не может полностью выразить себя, единственное орудие ребенка – это движение и крик. В зависимости от того, как реагируют на это взрослые, ребенок либо вырастет в убеждении, что до мира не докричишься, сколько ни кричи, все равно не получишь, что тебе нужно, либо он действительно получает то, что ему нужно, и возникает понимание и тесная связь. Но ребенок растет, и даже тесная, питательная связь становится цепями, которые нужно порвать для того, чтобы расти дальше, процесс этот тоже болезненный, и то, как реагируют на это родители – привязывают к себе ребенка или отпускают, поддерживают или пугают, – тоже оказывает влияние на последующее развитие. И конечно, давно известно, что семья оказывает фундаментальное влияние на то, как мы себя ведем в критических ситуациях, какие у нас взгляды и т.д. То есть интуитивно можно было бы даже сказать, что на 90 процентов наше коллективное бессознательное – это наше семейное бессознательное.

Колоссальное влияние на нас и на работу нашего редактора реальности оказывает страна, в которой мы живем. Если мы родились далеко на Севере, где-нибудь у ненцев или у чукчей, да еще сто лет назад, то наш взгляд на мир, естественно, будет очень богатым в отношении оттенков снега, мы будем знать порядка 150 слов для обозначения его оттенков. Но мы ничего не будем знать о локомотивах, о Птолемеевской системе астрономии, о древнегреческой цивилизации. Наш взгляд будет радикально отличаться от европейского, наш редактор реальности будет существенно иным. Или если нам довелось стать Маугли и воспитываться в волчьей стае, то нам будет вообще непонятен человеческий язык, мы будем реагировать на происходящее, как волчонок. Если мы родились в мусульманской стране, то мы будем склонны к тому, чтобы руководствоваться в своей жизни священными книгами ислама. Если же мы родились в даосском регионе Китая, мы будем считать, что высшая реальность – это Дао, будем практиковать даосские практики и считать представления христиан, индусов и т.д. в отношении мира неграмотными, иллюзорными. И в критических ситуациях мы будем вести себя, как китайцы-даосы, а не как православные или протестанты. Наш сегодняшний взгляд на мир и наш взгляд на мир сорок лет назад, в незабвенные времена «Бриллиантовой руки», – это принципиально разные взгляды. И сегодня, пересматривая старые фильмы, мы видим их совершенно по-другому, не так, как видели тридцать–сорок лет назад. Но если бы нашу реальность воспринимал наш предок, древний славянин, он видел бы в ней совершенно другое: проявления Перуна, языческих богов, каких-то духов и, возможно, что-то еще. Наглядный пример – фильм «Иван Васильевич меняет профессию», где два Ивана, Грозный и управдом, побывали в разных временах. Или фильм «Джентльмены удачи», где Леонов – и урка, и нормальный человек. Такого рода ситуации, неожиданные перемены, взгляд на ситуацию с другой точки зрения – любимая тема кинематографа. Таким образом, семья, национальность и наши религиозные представления – весьма важный аспект редактора реальности.

Существенны для нашего воззрения на мир наши кодексы морали, определяющие наше повседневное поведение и то, как мы ведем себя в критических ситуациях, то, что описывается, например, десятью заповедями Нагорной проповеди. У человека, принадлежащего к светскому сословию, и человека, принадлежащего к другому классу, например рабочему, живущему в пятиэтажках в районе Текстильщиков, у Кузьминского лесопарка, разные кодексы чести, отличные о того, который имеется у людей, живущих на Колыме. У воров в законе своя «этика понятий», резко отличающаяся в отношении «своих» и «чужих».

Все это говорит о том, что наше восприятие сформировано, что мы наполнены всевозможного рода конкретными ограничениями. Как нам быть в этой ситуации, когда между нами и миром всегда и неизбежно работает редактор реальности? Наука – тоже редактор реальности; эстетические критерии, меняющиеся от страны к стране, обычаи, каноны поведения, мода – тоже компоненты редактора реальности. Нас еще не было в планах, а редакторы реальности этой культуры, этой страны уже давным-давно работали, и мы вошли в этот мир и формируемся под влиянием этих редакторов реальности.

Все наши склонности, верования, мировоззрения, семейные взгляды, травмы, странные реакции, напряжения – все это в совокупности создает скоординированную, совершенную работу редактора реальности и уникальный для каждого просвет бытия, образует наш контакт с большим бытием, с миром. Бытие есть, оно никуда не уходило, но нам дана в восприятии, переживании только наша версия бытия, наш взгляд на мир. Прямо сейчас нечто происходит, прямо сейчас мы нечто воспринимаем, мы присутствуем при чем-то, мы даже можем сказать, что осознаем происходящее.

Как бы мы могли описать, что нечто осознаем? Сознание имеет некоторый момент заземленности, «здесь и сейчас», данного момента; некоторые координаты мы воспринимаем через органы чувств, что-то слышим, видим. То есть мы осознаем – присутствуем при этих вибрациях, сигналах, потоках информации. Через органы чувств происходит наш контакт с тем, что мы называем реальностью. Кроме известных каналов пять органов чувств современная психология и психотерапия выделяет еще канал пропреацепции – «внутренних телесных переживаний».

Также специально выделяется канал движения: в зависимости от того, как мы движемся, какова наша динамика, мы получаем очень точную информацию друг о друге («За него я замуж не пойду – он как увалень, танцевала с ним, все ноги отдавил; каков же он будет во всех других ситуациях»). Кто как себя проявляет, ведет себя, насколько пластичен, изящен и т.д., и все это с какой-то точки зрения имеет большое значение.

Далее выделяют невербальный канал, который называется интуиция и экстрасенсорика. Важный канал, который активен не только ночью, но и днем, – это канал сновидений. Еще одним каналом нашего контакта с миром является канал взаимоотношений. Он особенно важен в процессуальном подходе. В психологической практике о взаимоотношениях говорят, что здесь в качестве начальной точки отсчета все должно быть 50/50. Например, кто прав, как я тебя вижу, кто ты есть, что я думаю, что ты думаешь о себе? Это отправная точка. Дальше можно договариваться, в какую сторону сдвигаться, но никто никогда не может быть абсолютно правым, если он не святой, свободный от пристрастий.

vserossijskaya-molodezhnaya-konferenciya-znaniya-o-pochve-razvitiyu-strani.html
vserossijskaya-n-auchnaya-konferenciya-sovremennie-problemi-stohasticheskoj-gidrologii-i-regulirovaniya-stoka.html
vserossijskaya-nauchnaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-botanicheskie-sadi-i-ustojchivoe-razvitie-severnih-regionov.html
vserossijskaya-nauchnaya-konferenciya.html
vserossijskaya-nauchno-metodicheskaya-konferenciya-zdorovesberegayushie-tehnologii-v-oblasti-fkis.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-bhagavad-gita-v-istorii-i-v-sovremennom-obshestve.html
  • knigi.bystrickaya.ru/specialnie-issledovaniya-v-oblasti-zashiti-cifrovoj-informacii-uchebnoe-posobie-m-goryachaya-liniya-telekom-2005.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-sd-f-01-vvedenie-v-specialnost-rekomenduetsya-minobrazovaniem-rossii-dlya-specialnosti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azartnie-igri-devid-majers-socialnaya-psihologiya.html
  • books.bystrickaya.ru/biologicheskie-i-ekologicheskie-osobennosti-mnogoletnih-trav.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yali-telefonmen-zhasalan-alashi-naiz-bajlanisti-tarihi-1973-zhildi-3-surnen-bastaladi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/eto-sledstvie-zabolevanij-svyazannih-so-zloupotrebleniem-spirtnim.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-prognozirovanie-i-planirovanie-v-apk-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-080200-menedzhment.html
  • education.bystrickaya.ru/14specialnie-disciplini-1-uchebnie-posobiya-tusura-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rascheti-fridriha-kniga-pervaya-reformaciya-v-germanii-1517-1555-glava-pervaya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-mirovoj-rinok-inostrannih-investicij-bandurin-a-v-chub-b-a-investicionnaya-strategiya-korporacii-naregionalnom-urovne.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nevskie-grifoni.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/saba-sinibi-6-a-6-kn-sabati-tairibi-algoritmn-trler-sabati-masati-algoritm-trlermen-tanistiru.html
  • shkola.bystrickaya.ru/raschet-sebestoimosti-emali-ml-148-beloj.html
  • writing.bystrickaya.ru/istoriya-issledovaniya-elektromagnitnih-polej-i-ih-vozdejstvie-na-cheloveka.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ministerstvo-energetiki-rossijskoj-federacii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-b-elektrooborudovanie-vzrivozashishennoe-chast-11-iskrobezopasnaya-elektricheskaya-cep.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sodejstvie-zanyatosti-naseleniya-i-razvitie-kadrovogo-potenciala-saratovskoj-oblasti-na-2009-2011-godi.html
  • school.bystrickaya.ru/anatolij-azolskij-stranica-10.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-kr1kr2kr3kr4.html
  • control.bystrickaya.ru/e-n-imanaliev-2015-zh-test-specifikaciyasi-tairibi-dene-shinitiru.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-finansovij-menedzhment.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-rossii-hh-v-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yan-potockij-rukopis-najdennaya-v-saragose-m-prozerpina-1994-per-s-polsk-d-gorbov-stranica-14.html
  • learn.bystrickaya.ru/geomorfologicheskaya-istoriya-razvitiya-territorii-centralno-lesnogo-zapovednika-stranica-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-zagryazneniya-prizemnogo-sloya-vozduha-gmoskvi-ot-vrednih-vibrosov-teplovih-elektricheskih-stancij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/preemstvennost-kursov-v-sisteme-gimnazicheskogo-obrazovaniya-nalichie-programmi-razvitiya-osobennosti-obrazovatelnogo-processa.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskoe-planirovanie-po-obzh-klass.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-informacionno-metodicheskogo-kabineta-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prognozirovanie-parametrov-opasnih-zon-pri-razgermitizacii-emkostej-i-sosudov-ponyatie-biosfera-tehnosfera-sreda-obitaniya-i-ee-evolyuciya.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-drevnego-mira-moskva-izdatelstvo-rossijskogo-universiteta.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-14-trebovaniya-k-personalu-i-ego-podgotovka-prikaz-ot-13-yanvarya-2003-goda-n-6-ob-utverzhdenii-pravil-tehnicheskoj.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vii-metodika-razvitiya-svyaznoj-rechi-yashina-b-i-metodika-razvitiya-rechi-i-obucheniya-rodnomu-yaziku-doshkolnikov.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-7-super-v-superstrunah-elegantnaya-vselennaya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/varianti-zadanij-na-isklyuchenie-lishnego-e-p-savchenko-nauchnaya-redakciya-predislovie-i-kommentarii.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekcii-po-ugolovnomu-processu-chast-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.