.RU

В.П. Чудинова 9. Чтение в контексте развития информационного общества - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 3


^ В.П. Чудинова
9. Чтение в контексте развития информационного общества
//http://teacher.fio.ru/news.php?n=29324&c=1441


В этой, последней публикации нашего цикла статей «Недетские проблемы детского чтения» мы хотим остановиться на еще одном ракурсе проблемы: роли «Человека читающего» как человека информационно грамотного – подготовленного для жизни в развивающемся информационном обществе. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы поддержки детского чтения и обучения школьников с точки зрения развития у них культуры чтения – информационной культуры в контексте развития происходящих процессов.
^ Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов
Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям и библиотекарям.

Безусловно, главное при построении информационного общества - это четко оформленная в виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это и задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию.

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.

В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют новые подходы и политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Это сценарий формирования информационного общества с новой экономикой, которая основана на знаниях, и где акценты сделаны на развитие науки, инноваций, информационной индустрии, образования и культуры.

Построение информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для многих стран. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры и образования.

В информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и компетентность.

Одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО в последние годы также является развитие идей построения такого информационного общества, в котором будет преодолен разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами, а каждому гражданину планеты гарантирован свободный доступ к сокровищам мировой культуры, информации и знаний. Решению этой глобальной проблемы призвана содействовать Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»36. В конце 2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет Программы. В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ. Ниже мы будем ссылаться на информацию членов Российского комитета, участвующих в реализации данной программы, - Е.И.Кузьмина и А.А.Демидова37.

Одна из главных целей программы состоит в разработке инструментария и последующей эффективной реализации базовых элементов для построения глобального информационного общества и общества знаний.

Само название новой программы — «Информация для всех» — говорит о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она воспринималась, прежде всего, как техническая и технологическая, а сегодня, в первую очередь как гуманитарная, социальная и политическая. Те, кто стоит в центре мировой дискуссии и их организует, всё больше понимают, что во главу угла новой мировой информационной политики ставиться не технологии и даже не сама информация, а её создатель и конечный потребитель — человек.

Основной предмет Программы — это информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе технологии не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех. Люди должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах, поскольку каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации. Программа должна содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными: странами, социальными группами, отдельными людьми.

В соответствии с мандатом ЮНЕСКО, предоставленным Программе “Информация для всех”, она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО — повсеместно способствовать развитию «образования для всех», «свободному обмену информацией и знаниями» и увеличению средств коммуникации между людьми.

Сегодня ряд развитых, а также развивающихся стран мира вкладывают большие инвестиции в программы построения своих информационных обществ.

В 2000 г. Окинавская хартия глобального информационного общества была подписана главами семи ведущих стран мира и Президентом России В. В. Путиным. Подписание этого документа является свидетельством нового курса России на вхождение в информационное общество, изменения в системе экономических приоритетов, а также социальных институтов общества с использованием ИКТ.

Сегодня в России есть государственные и общественные структуры и специалисты, которые являются лидерами и инициаторами происходящих процессов. Однако, несмотря на ряд принятых документов, пока что на всех уровнях власти недостаточно осмыслены и сформулированы стратегические цели, соответствующие тенденциям и законам современного движения страны к информационному обществу.

Вместе с тем, в последние годы в этом процессе возрастает роль государства. Были приняты и реализуются ряд федеральных программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Был принят также ряд государственных целевых программ38. Однако, пока что эти программы разрознены и недостаточно скоординированы. Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями.

По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

Сегодня главной из насущных задач, с нашей точки зрения, является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности (и шире – культуры личности), а именно - читательской и информационной грамотности (а также компьютерной грамотности и медиаграмотности).

В новой, уже развивающейся в России ситуации школьник с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий включается в бескрайнее информационное пространство. Готовы ли к этому наши детей и подростки? Насколько и как учит этому сегодня школа? Где и как создаются условия для того, чтобы школьники могли освоить комплекс знаний и умений работать с информацией?

На основании результатов ряда исследований мы утверждаем, что – нет: школьники к этому не готовы (в преобладающем большинстве), и школа учит этому совершенно недостаточно. Что же касается условий, то пока что в полной мере не осознается простая истина: главная площадка для этой работы – это школьная библиотека - медиацентр, которая при обучении школьников читательской и информационной культуре начинает играть центральную роль. Вместе с учителем чтения и учителем, обучающим школьников информационной культуре, школьный библиотекарь также участвует в этом процессе как библиотекарь-педагог. Помогать ему в этом процессе призваны библиотекари специализированных детских и юношеских библиотек (а также многих других). И такая работа уже ведется во многих регионах страны.

vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-geologo-geohimicheskie-problemi-ekologii.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-matematika-informatika-estestvoznanie-v-ekonomike-i-v-obshestve-stranica-13.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-novoe-kachestvo-obrazovaniya-v-novih-usloviyah.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-prikladnaya-informatika-i-kompyuternoe-modelirovanie.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-tehnologii-obucheniya-vospitaniya-i-razvitiya-lic-s-narusheniyami-sluha.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sovremennie-tendencii-razvitiya-ekonomiki-problemi-i-perspektivi-razvitiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-elektrosnabzhenie-i-elektrotehnicheskie-sistemi-gosudarstvennie-stroitelnie-normi-ukraini-zdaniya-i-sooruzheniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-modificirovannie-matematicheskie-metodi-i-modeli-poverochnih-raschetov-elektromagnitov.html
  • esse.bystrickaya.ru/r-a-b-o-ch-a-ya-p-r-o-g-r-a-m-m-a-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studenta-plani-provedeniya-seminarskih-zanyatij-tema-po-poryadku.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtoraya-mezhdunarodnaya-konferenciya-obrazovanie-issledovaniya-i-razvitie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glossarij-uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-2005-razrabotano-v-n-fokinoj-kand-sociol-nauk-pod-red-n-s-selskoj.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-v-7-om-klasse-programma-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-hudozhestvennij-trud.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naznachenie-i-harakter-apparatnih-sredstv-zashiti-informacii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-elektivnomu-kursu-kultura-rechi-yazikovaya-norma-v-9-klasse.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-literaturi-v-nauchnuyu-biblioteku-kubgu-fevral-2006-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/kachestvo-stali.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkoe-rukovodstvo-po-oformleniyu-otchetov-v-laboratoriyah-fizicheskogo-praktikuma-nizhnij-novgorod-2006.html
  • desk.bystrickaya.ru/otveti-na-bileti-chast-8.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-i-provedenie-meropriyatij-po-formirovaniyu-kompetencii-otvetstvennosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osoblivost-podnannya-starovinno-kuhn-ta-novtnh-tehnologj-na-priklad-pp-kartoplyana-hata.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/salistirukestes.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naimenovanie-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nasledie-i-kanta-i-g-v-f-gegelya-i-diskussiya-po-probleme-pravovogo-gosudarstva-v-zapadnoj-filosofii-vtoroj-polovini-20-go-nachala-21-go-veka.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-federalnoj-migracionnoj-sluzhbi-na-2008-2010-godi-moskva-2007-soderzhanie.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-obektno-orientirovannij-analiz-iproektirovanie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-94-tema-95-programma-disciplini-grazhdanskoe-pravo-specialnost-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe.html
  • shkola.bystrickaya.ru/proizvodstvo-chuguna-i-stali.html
  • notebook.bystrickaya.ru/investiciyali-ahualdi-zhasartu-salasinda-eid-men-inmatasti-bojinsha-anitama.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsorokovie-godi-dvadcatogo-veka-bila-predprinyata-popitka-sozdat-mezhdunarodnuyu-torgovuyu-organizaciyu-mto-vproekte-eyo-ustava-predlagalos-reshenie-mnogih-sporni.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompetentnostnie-imperativi-klientoorientirovannogo-razvitiya-sferi-bankovskih-uslug.html
  • school.bystrickaya.ru/journalism-essay-research-paper-27-years-of.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-tehnicheskogo-osvidetelstvovaniya-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-sosudov-rabotayushih-pod-davleniem-truboprovodov-para-i-goryachej-vodi-rd-03-32-93-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-molodezhnij-parlament-prodolzhaet-rabotu-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po.html
  • credit.bystrickaya.ru/ostavatsya-v-tekushem-mgnovenii-chak-norris-do-sih-por-nas-razdelyal-ekran-kino-ili-televizora-ivot-gorazdo-bolee.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ms-sql-server-65.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/privatizaciya-zhilih-pomeshenij.html
  • essay.bystrickaya.ru/bibliotekar-v-biblioteke-tishina-metodicheskie-materiali-v-pomosh-prepodavatelyu-kursa-osnovi-informacionno-bibliograficheskoj.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vstupitelnoe-slovo-k-chitatelyam-stranica-5.html
  • reading.bystrickaya.ru/meriya-goroda-novosibirska-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-bankovskoj-sistemi-chast-6.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-zhilishnij-fond-sobranie-deputatov-kanashskogo-rajona-reshenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.