В.П. Чудинова 9. Чтение в контексте развития информационного общества - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 3
.RU

В.П. Чудинова 9. Чтение в контексте развития информационного общества - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 3


^ В.П. Чудинова
9. Чтение в контексте развития информационного общества
//http://teacher.fio.ru/news.php?n=29324&c=1441


В этой, последней публикации нашего цикла статей «Недетские проблемы детского чтения» мы хотим остановиться на еще одном ракурсе проблемы: роли «Человека читающего» как человека информационно грамотного – подготовленного для жизни в развивающемся информационном обществе. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы поддержки детского чтения и обучения школьников с точки зрения развития у них культуры чтения – информационной культуры в контексте развития происходящих процессов.
^ Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов
Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям и библиотекарям.

Безусловно, главное при построении информационного общества - это четко оформленная в виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это и задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию.

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.

В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют новые подходы и политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Это сценарий формирования информационного общества с новой экономикой, которая основана на знаниях, и где акценты сделаны на развитие науки, инноваций, информационной индустрии, образования и культуры.

Построение информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для многих стран. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры и образования.

В информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и компетентность.

Одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО в последние годы также является развитие идей построения такого информационного общества, в котором будет преодолен разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами, а каждому гражданину планеты гарантирован свободный доступ к сокровищам мировой культуры, информации и знаний. Решению этой глобальной проблемы призвана содействовать Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»36. В конце 2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет Программы. В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ. Ниже мы будем ссылаться на информацию членов Российского комитета, участвующих в реализации данной программы, - Е.И.Кузьмина и А.А.Демидова37.

Одна из главных целей программы состоит в разработке инструментария и последующей эффективной реализации базовых элементов для построения глобального информационного общества и общества знаний.

Само название новой программы — «Информация для всех» — говорит о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она воспринималась, прежде всего, как техническая и технологическая, а сегодня, в первую очередь как гуманитарная, социальная и политическая. Те, кто стоит в центре мировой дискуссии и их организует, всё больше понимают, что во главу угла новой мировой информационной политики ставиться не технологии и даже не сама информация, а её создатель и конечный потребитель — человек.

Основной предмет Программы — это информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе технологии не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех. Люди должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах, поскольку каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации. Программа должна содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными: странами, социальными группами, отдельными людьми.

В соответствии с мандатом ЮНЕСКО, предоставленным Программе “Информация для всех”, она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО — повсеместно способствовать развитию «образования для всех», «свободному обмену информацией и знаниями» и увеличению средств коммуникации между людьми.

Сегодня ряд развитых, а также развивающихся стран мира вкладывают большие инвестиции в программы построения своих информационных обществ.

В 2000 г. Окинавская хартия глобального информационного общества была подписана главами семи ведущих стран мира и Президентом России В. В. Путиным. Подписание этого документа является свидетельством нового курса России на вхождение в информационное общество, изменения в системе экономических приоритетов, а также социальных институтов общества с использованием ИКТ.

Сегодня в России есть государственные и общественные структуры и специалисты, которые являются лидерами и инициаторами происходящих процессов. Однако, несмотря на ряд принятых документов, пока что на всех уровнях власти недостаточно осмыслены и сформулированы стратегические цели, соответствующие тенденциям и законам современного движения страны к информационному обществу.

Вместе с тем, в последние годы в этом процессе возрастает роль государства. Были приняты и реализуются ряд федеральных программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Был принят также ряд государственных целевых программ38. Однако, пока что эти программы разрознены и недостаточно скоординированы. Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями.

По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

Сегодня главной из насущных задач, с нашей точки зрения, является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности (и шире – культуры личности), а именно - читательской и информационной грамотности (а также компьютерной грамотности и медиаграмотности).

В новой, уже развивающейся в России ситуации школьник с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий включается в бескрайнее информационное пространство. Готовы ли к этому наши детей и подростки? Насколько и как учит этому сегодня школа? Где и как создаются условия для того, чтобы школьники могли освоить комплекс знаний и умений работать с информацией?

На основании результатов ряда исследований мы утверждаем, что – нет: школьники к этому не готовы (в преобладающем большинстве), и школа учит этому совершенно недостаточно. Что же касается условий, то пока что в полной мере не осознается простая истина: главная площадка для этой работы – это школьная библиотека - медиацентр, которая при обучении школьников читательской и информационной культуре начинает играть центральную роль. Вместе с учителем чтения и учителем, обучающим школьников информационной культуре, школьный библиотекарь также участвует в этом процессе как библиотекарь-педагог. Помогать ему в этом процессе призваны библиотекари специализированных детских и юношеских библиотек (а также многих других). И такая работа уже ведется во многих регионах страны.

vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-geologo-geohimicheskie-problemi-ekologii.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-matematika-informatika-estestvoznanie-v-ekonomike-i-v-obshestve-stranica-13.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-novoe-kachestvo-obrazovaniya-v-novih-usloviyah.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-prikladnaya-informatika-i-kompyuternoe-modelirovanie.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-tehnologii-obucheniya-vospitaniya-i-razvitiya-lic-s-narusheniyami-sluha.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sovremennie-tendencii-razvitiya-ekonomiki-problemi-i-perspektivi-razvitiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43-principi-organizacii-setej-v-p-dyakonov-a-n-chernichin-novie-informacionnie-tehnologii-chast-osnovi-i.html
  • education.bystrickaya.ru/22-o-soblyudenii-zakonnosti-i-prav-cheloveka-v-sisteme-guvd-krasnodarskogo-kraya-ezhegodnij-doklad.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vozvrashenie-luntika-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vlast-chuvashii-8-2009.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/material-dlya-samoproverki-chto-takoe-psihologiya-v-2-h-t-t-1-per-s-franc-m-mir-1992-496-s.html
  • credit.bystrickaya.ru/ostraya-nedostatochnost-serdca-kratkij-perechen-osnovnih-rezultatov-individualnoj-terapii-za-40-let.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b3b25-socialnaya-psihologiya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-oop-bakalavriata-realizuemaya-vuzom-po-napravleniyu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-ii-perehodnaya-ekonomika-i-rol-centralnogo-banka-v-stanovlenii-rossijskoj-bankovskoj-sistemi.html
  • writing.bystrickaya.ru/belie-pyatna-etnicheskih-processov-v-kashmire.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-vipolneniyu-zadaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/2-maryana-sobrane-pestrih-glav-moskovskogo-prozaika-gennadiya-abramova-roman-oluh-carya-nebesnogo-o-lyudyah.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/magisterskaya-programma-demografiya-avtori-k-e-n-v-i-sakevich-vsakevichhse-ru-k-e-n-b-p-denisov-denisovdemography-ru-rekomendovana-ums.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mo-zhukovskij-rajon-zasedanie-konsultativnogo-soveta-o-planah-raboti-po-blagoustrojstvu-naselennih-punktov-rajona.html
  • literature.bystrickaya.ru/disciplina-mezhdunarodnoe-pravo-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-2-kursa-zaochnogo-otdeleniya-sokrashennie-sroki.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/akt-chetvertij-mihail-bulgakov-bagrovij-ostrov-pesa.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-i-kvartal-2008-g-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/g-r-kolokolov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sepetovski-marek--dolzhnost-test-po-chteniyu-vremya-1ch-40-min.html
  • reading.bystrickaya.ru/mayak-novosti-07102005-garin-petr-1500-itogi-suhova-svetlana-10-10-2005-041-str-12-10-priem-kandidatov-okonchen-11.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/standart-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-po-matematike-federalnij-komponent-gosudarstvennogo-standarta.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplin-i-informatika-indeks-disciplini-po-uchebnomu-planu-en-f-02-napravlenie.html
  • grade.bystrickaya.ru/nahodka.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipovie-pravila-zaklyuchenie-trudovogo-dogovora.html
  • education.bystrickaya.ru/-3-gosudarstvennaya-registraciya-prav-na-nedvizhimoe-imushestvo-i-sdelok-s-nim-poryadok-provedeniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zasedanie-povestka-ria-novosti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-14-ponyatie-i-celi-nakazaniya-sistema-i-vidi-nakazanij-plani-seminarskih-i-prakticheskih-zanyatij-po-kursu.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-uralskoj-akademii-gosudarstvennoj-sluzhbi-o-nauchnih-issledovaniyah-v-2006-godu-hozdogovori-kontrakti-zakazi-organov-vlasti-granti-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-raboti-etnografichesko-kraevedcheskogo-muzeya-mbou-sosh-13-za-2012-2013-uchebnij-god.html
  • turn.bystrickaya.ru/opasnie-i-vrednie-faktori-ih-klassifikaciya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zodchestvo-drevnej-rusi-konspekt-lekcij-po-discipline-kulturologiya-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-razvitiya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/dlya-rodini-srazhalsya-i-trudilsya.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-zaprosa-kotirovok-201-stranica-4.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/43racionalnoe-ispolzovanie-prirodnih-resursov-i-sohranenie-okruzhayushej-sredi-dlya-budushih-pokolenij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/62-prirodoemkost-izdatelstvo-politicheskoj-literaturi-edinstvo-moskva-2003.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.