.RU

В.П. Чудинова 9. Чтение в контексте развития информационного общества - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 3


^ В.П. Чудинова
9. Чтение в контексте развития информационного общества
//http://teacher.fio.ru/news.php?n=29324&c=1441


В этой, последней публикации нашего цикла статей «Недетские проблемы детского чтения» мы хотим остановиться на еще одном ракурсе проблемы: роли «Человека читающего» как человека информационно грамотного – подготовленного для жизни в развивающемся информационном обществе. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы поддержки детского чтения и обучения школьников с точки зрения развития у них культуры чтения – информационной культуры в контексте развития происходящих процессов.
^ Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов
Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям и библиотекарям.

Безусловно, главное при построении информационного общества - это четко оформленная в виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это и задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию.

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.

В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют новые подходы и политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Это сценарий формирования информационного общества с новой экономикой, которая основана на знаниях, и где акценты сделаны на развитие науки, инноваций, информационной индустрии, образования и культуры.

Построение информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для многих стран. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры и образования.

В информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и компетентность.

Одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО в последние годы также является развитие идей построения такого информационного общества, в котором будет преодолен разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами, а каждому гражданину планеты гарантирован свободный доступ к сокровищам мировой культуры, информации и знаний. Решению этой глобальной проблемы призвана содействовать Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»36. В конце 2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет Программы. В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ. Ниже мы будем ссылаться на информацию членов Российского комитета, участвующих в реализации данной программы, - Е.И.Кузьмина и А.А.Демидова37.

Одна из главных целей программы состоит в разработке инструментария и последующей эффективной реализации базовых элементов для построения глобального информационного общества и общества знаний.

Само название новой программы — «Информация для всех» — говорит о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она воспринималась, прежде всего, как техническая и технологическая, а сегодня, в первую очередь как гуманитарная, социальная и политическая. Те, кто стоит в центре мировой дискуссии и их организует, всё больше понимают, что во главу угла новой мировой информационной политики ставиться не технологии и даже не сама информация, а её создатель и конечный потребитель — человек.

Основной предмет Программы — это информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе технологии не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех. Люди должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах, поскольку каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации. Программа должна содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными: странами, социальными группами, отдельными людьми.

В соответствии с мандатом ЮНЕСКО, предоставленным Программе “Информация для всех”, она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО — повсеместно способствовать развитию «образования для всех», «свободному обмену информацией и знаниями» и увеличению средств коммуникации между людьми.

Сегодня ряд развитых, а также развивающихся стран мира вкладывают большие инвестиции в программы построения своих информационных обществ.

В 2000 г. Окинавская хартия глобального информационного общества была подписана главами семи ведущих стран мира и Президентом России В. В. Путиным. Подписание этого документа является свидетельством нового курса России на вхождение в информационное общество, изменения в системе экономических приоритетов, а также социальных институтов общества с использованием ИКТ.

Сегодня в России есть государственные и общественные структуры и специалисты, которые являются лидерами и инициаторами происходящих процессов. Однако, несмотря на ряд принятых документов, пока что на всех уровнях власти недостаточно осмыслены и сформулированы стратегические цели, соответствующие тенденциям и законам современного движения страны к информационному обществу.

Вместе с тем, в последние годы в этом процессе возрастает роль государства. Были приняты и реализуются ряд федеральных программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Был принят также ряд государственных целевых программ38. Однако, пока что эти программы разрознены и недостаточно скоординированы. Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями.

По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

Сегодня главной из насущных задач, с нашей точки зрения, является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности (и шире – культуры личности), а именно - читательской и информационной грамотности (а также компьютерной грамотности и медиаграмотности).

В новой, уже развивающейся в России ситуации школьник с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий включается в бескрайнее информационное пространство. Готовы ли к этому наши детей и подростки? Насколько и как учит этому сегодня школа? Где и как создаются условия для того, чтобы школьники могли освоить комплекс знаний и умений работать с информацией?

На основании результатов ряда исследований мы утверждаем, что – нет: школьники к этому не готовы (в преобладающем большинстве), и школа учит этому совершенно недостаточно. Что же касается условий, то пока что в полной мере не осознается простая истина: главная площадка для этой работы – это школьная библиотека - медиацентр, которая при обучении школьников читательской и информационной культуре начинает играть центральную роль. Вместе с учителем чтения и учителем, обучающим школьников информационной культуре, школьный библиотекарь также участвует в этом процессе как библиотекарь-педагог. Помогать ему в этом процессе призваны библиотекари специализированных детских и юношеских библиотек (а также многих других). И такая работа уже ведется во многих регионах страны.

vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-geologo-geohimicheskie-problemi-ekologii.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-matematika-informatika-estestvoznanie-v-ekonomike-i-v-obshestve-stranica-13.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-novoe-kachestvo-obrazovaniya-v-novih-usloviyah.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-prikladnaya-informatika-i-kompyuternoe-modelirovanie.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-tehnologii-obucheniya-vospitaniya-i-razvitiya-lic-s-narusheniyami-sluha.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sovremennie-tendencii-razvitiya-ekonomiki-problemi-i-perspektivi-razvitiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/ajgil-kergord-svetlana-smirnova-stranica-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-s-prisyazhnij-avtorskij-kollektiv-stranica-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-i-zakoni-himii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-tema-perspektivi-razvitiya-atomnoj-energetiki-tomskoj-oblasti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-i-metodika-provedeniya-zanyatij-po-fakultativu-osnovi-specialnoj-teorii-otnositelnosti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iiirazvitie-chelovecheskogo-potenciala-koncepciya-dolgosrochnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossijskoj-federacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/torij-pozvolil-ptice-virvatsya-iz-ruki-edva-li-on-smozhet-snova-pojmat-ee-vechnaya-filosofiya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vcelyah-povisheniya-otvetstvennosti-kazhdogo-uchitelya-predmetnika-za-rezultati-truda-za-stepen-osvoeniya-obuchayushimisya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standart.html
  • institut.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-obespechennosti-obrazovatelnogo-processa-uchebno-metodicheskij-kompleks-razrabotan-na-osnove-gosudarstvennogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-geometriya-tekstura-poristih-tel.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-11-petrovskij-a-v-obshaya-psihologiya-m-1976.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchet-truda-i-zarabotnoj-plati-2-izuchenie-i.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-g-kolichev-oforml-serii-s-vlasova-m-eksmo-2010-3502-s-master-kriminalnoj-intrigi-isbn-978-5-699-44-189-1-v-per-18000-stranica-34.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uproshennij-raschet-elementov-zahoda-na-posadku-metodom-malogo-pryamougolnogo-marshruta-dlya-samoleta-an-24.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vosstanovitelno-ozdorovitelnaya-fizicheskaya-kultura.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pk-2-zona-proizvodstvenno-kommunalnih-obektov-iii-klassa-vrednosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-anatomiya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-ij-podgotovki-specialnosti-ej-060103-pediatriya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vopros-8-nekotorie-voprosi-makroekonomike-sobrano-sraznih-sajtov-zhelayu-uspehov.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-konspekt-provedeniya-zanyatij-s-personalom-nasf-v-oblasti-obespecheniya-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-tema-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-53-kalininskogo-rajona-gorodskogo-okruga-gorod-ufa-respubliki-bashkortostan-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/chernomorskij-teatr-voennih-dejstvij-predislovie.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-1-po-teme-izuchenie-internet-v-celyah-ispolzovanii-ego-v-teorii-sistem-i-sistemnom-analize-po-kursu-ts-i-sa.html
  • learn.bystrickaya.ru/fok-st-prep-pushkina-n-v-obshaya-psihologiya-l-48.html
  • crib.bystrickaya.ru/h-otnoshenij-i-prava-grazhdansko-pravovaya-konstitucionno-pravovaya-i-ugolovno-pravovaya-ohrana-nravstvennosti-sbornik-moskva-200-9-bbk-71-01-74-200-53-87-7-stranica-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/moskva-v-epohu-kamnya-i-bronzi-chast-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vash-prazdnik-serdechnoj-ulibkoj-uvenchan-scenarij-prazdnichnogo-koncerta-k-8-marta.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-modulyu-istoriya-dlya-napravleniya-podgotovki-073400-62-vokalnoe-iskusstvo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-8-sociologiya-truda-belorusskij-gosudarstvennij-universitet-informatiki-i-radioelektroniki.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-intellektualnie-informacionnie-sistemi-labunec-l-v.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-materialnimi-resursami-predpriyatiya-2.html
  • student.bystrickaya.ru/061-37-ot-12-01-2012-goda-na-osnovanii-zayavleniya-generalnogo-direktora-oao-udmurtvtormet-o-a-permyakova-o-dosrochnom-prekrashenii-osushestvleniya-licenziruem.html
  • control.bystrickaya.ru/dati-provedeniya-trenirovochnih-i-diagnosticheskih-rabot-11-klassa-2-polugodie-v-sisteme-statgrad.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-i-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-molodih-uchenih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vopros-22-zigmund-frejd-o-religii-vopros-predmet-filosofii-religii-filosofiya-religii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-k-volochkova-arheologi-rasskazivayut-o-drevnem-pskove-pskovskij-gos-obed-ist-arhit-i-hud-muzej-zapovednik-pskov-1991-s-100-106-bibliogr-s-106.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.