.RU

В.П. Чудинова 9. Чтение в контексте развития информационного общества - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 3


^ В.П. Чудинова
9. Чтение в контексте развития информационного общества
//http://teacher.fio.ru/news.php?n=29324&c=1441


В этой, последней публикации нашего цикла статей «Недетские проблемы детского чтения» мы хотим остановиться на еще одном ракурсе проблемы: роли «Человека читающего» как человека информационно грамотного – подготовленного для жизни в развивающемся информационном обществе. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы поддержки детского чтения и обучения школьников с точки зрения развития у них культуры чтения – информационной культуры в контексте развития происходящих процессов.
^ Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов
Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям и библиотекарям.

Безусловно, главное при построении информационного общества - это четко оформленная в виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это и задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию.

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.

В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют новые подходы и политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Это сценарий формирования информационного общества с новой экономикой, которая основана на знаниях, и где акценты сделаны на развитие науки, инноваций, информационной индустрии, образования и культуры.

Построение информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для многих стран. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры и образования.

В информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и компетентность.

Одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО в последние годы также является развитие идей построения такого информационного общества, в котором будет преодолен разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами, а каждому гражданину планеты гарантирован свободный доступ к сокровищам мировой культуры, информации и знаний. Решению этой глобальной проблемы призвана содействовать Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»36. В конце 2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет Программы. В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ. Ниже мы будем ссылаться на информацию членов Российского комитета, участвующих в реализации данной программы, - Е.И.Кузьмина и А.А.Демидова37.

Одна из главных целей программы состоит в разработке инструментария и последующей эффективной реализации базовых элементов для построения глобального информационного общества и общества знаний.

Само название новой программы — «Информация для всех» — говорит о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она воспринималась, прежде всего, как техническая и технологическая, а сегодня, в первую очередь как гуманитарная, социальная и политическая. Те, кто стоит в центре мировой дискуссии и их организует, всё больше понимают, что во главу угла новой мировой информационной политики ставиться не технологии и даже не сама информация, а её создатель и конечный потребитель — человек.

Основной предмет Программы — это информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе технологии не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех. Люди должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах, поскольку каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации. Программа должна содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными: странами, социальными группами, отдельными людьми.

В соответствии с мандатом ЮНЕСКО, предоставленным Программе “Информация для всех”, она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО — повсеместно способствовать развитию «образования для всех», «свободному обмену информацией и знаниями» и увеличению средств коммуникации между людьми.

Сегодня ряд развитых, а также развивающихся стран мира вкладывают большие инвестиции в программы построения своих информационных обществ.

В 2000 г. Окинавская хартия глобального информационного общества была подписана главами семи ведущих стран мира и Президентом России В. В. Путиным. Подписание этого документа является свидетельством нового курса России на вхождение в информационное общество, изменения в системе экономических приоритетов, а также социальных институтов общества с использованием ИКТ.

Сегодня в России есть государственные и общественные структуры и специалисты, которые являются лидерами и инициаторами происходящих процессов. Однако, несмотря на ряд принятых документов, пока что на всех уровнях власти недостаточно осмыслены и сформулированы стратегические цели, соответствующие тенденциям и законам современного движения страны к информационному обществу.

Вместе с тем, в последние годы в этом процессе возрастает роль государства. Были приняты и реализуются ряд федеральных программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Был принят также ряд государственных целевых программ38. Однако, пока что эти программы разрознены и недостаточно скоординированы. Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями.

По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

Сегодня главной из насущных задач, с нашей точки зрения, является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности (и шире – культуры личности), а именно - читательской и информационной грамотности (а также компьютерной грамотности и медиаграмотности).

В новой, уже развивающейся в России ситуации школьник с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий включается в бескрайнее информационное пространство. Готовы ли к этому наши детей и подростки? Насколько и как учит этому сегодня школа? Где и как создаются условия для того, чтобы школьники могли освоить комплекс знаний и умений работать с информацией?

На основании результатов ряда исследований мы утверждаем, что – нет: школьники к этому не готовы (в преобладающем большинстве), и школа учит этому совершенно недостаточно. Что же касается условий, то пока что в полной мере не осознается простая истина: главная площадка для этой работы – это школьная библиотека - медиацентр, которая при обучении школьников читательской и информационной культуре начинает играть центральную роль. Вместе с учителем чтения и учителем, обучающим школьников информационной культуре, школьный библиотекарь также участвует в этом процессе как библиотекарь-педагог. Помогать ему в этом процессе призваны библиотекари специализированных детских и юношеских библиотек (а также многих других). И такая работа уже ведется во многих регионах страны.

vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-geologo-geohimicheskie-problemi-ekologii.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-matematika-informatika-estestvoznanie-v-ekonomike-i-v-obshestve-stranica-13.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-novoe-kachestvo-obrazovaniya-v-novih-usloviyah.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-prikladnaya-informatika-i-kompyuternoe-modelirovanie.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-tehnologii-obucheniya-vospitaniya-i-razvitiya-lic-s-narusheniyami-sluha.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sovremennie-tendencii-razvitiya-ekonomiki-problemi-i-perspektivi-razvitiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-f-08-modelirovanie-i-optimizaciya-tehnologicheskih-processov-dlya-specialnosti-260901-65-tehnologiya-shvejnih-izdelij-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnom-pedagogicheskom-festivale-dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-vzglyad-v-budushee-obshie-polozheniya.html
  • write.bystrickaya.ru/finansovij-analiz-predstavlyaet-soboj-sposob-nakopleniya-transformacii-i-ispolzovaniya-informacii-finansovogo-haraktera-imeyushij-celyu-ocenivat-tekushee-i-persp-stranica-5.html
  • education.bystrickaya.ru/3-1941-g-doroga-k-frontu-nikolaj-mihajlovich-amosov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-plani-seminarskih-zanyatij-dlya-pervogo-cikla-obucheniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-poyasnitelnaya-zapiska-k-diplomnomu-proektu-soglasovano.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabota-s-uchebnoj-literaturoj.html
  • institute.bystrickaya.ru/forma-s4-dopolnitelnoe-oborudovanie-plan-vistavochnoj-zoni-foruma-3-raspisanie-raboti-foruma-5-tehnicheskij-reglament.html
  • klass.bystrickaya.ru/53-cikl-karno-obratimij-s-i-kuznecov-molekulyarnaya-fizika.html
  • college.bystrickaya.ru/2-celitelnie-sili-gigienicheskogo-okkultizma-predislovie-ot-izdatelstva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-i-modeli-menovanya-stvoh-predmetoh-i-zyavenoh-zakona-o-izmenama-i-dopunama-zakona-o-osnovama-sistema.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posobie-po-ekologicheskoj-zhurnalistike-komissiya-oon-po-stranam-azii-i-tihookeanskogo-regiona-bangkok-tailand-1988-stranica-8.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-uchebno-vospitatelnoj-raboti-v-2009-2010-uchebnom-god.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43-fototranzistori-razrabotka-ustrojstva-dlya-izmereniya-osveshennosti-i-koefficienta-pulsacii-svetovogo-potoka.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-rukovodstvo-po-raschetu-mashini-postoyannogo-toka-mpt.html
  • bystrickaya.ru/vselennaya-bez-singulyarnostej.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-aprelya-2012-g-dokumentaciya-ob-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme-otkritij-aukcion-v-elektronnoj-forme-105.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-tisyacha-i-odno-pokazanie-dlya-kesareva-secheniya-kniga-prednaznachena-dlya-vrachej-akusherov-ginekologov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/18-maya-10-00-registraciya-uchastnikov.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoricheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-iyun-oktyabr-2008-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grant-demokratii-vremya-novostej-homchenko-yuliya-20092006-171-str-1-gosduma-rf-monitoring-smi-20-sentyabrya-2006-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-cel-provodimoj-infuzionnoj-terapii-v-kriticheskih-situaciyah-podderzhanie-adekvatnogo-serdechnogo-vibrosa-dlya-obespecheniya-perfuzii-tkanej-pri-maksimaln.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6cotrudnichestvo-v-pravoohranitelnoj-deyatelnosti-sotrudnichestvo-gosudarstv-uchastnikov-sng.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-kadrovom-obespechenii-obrazovatelnogo-processa-i-ukomplektovannosti-shtatov.html
  • desk.bystrickaya.ru/pogonya-za-po-pok-kivisom-genri-longfello-pesn-o-gajavate.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organogenez-i-produkcionnij-process-ultrarannego-i-rannespelogo-gibridov-kukuruzi-v-svyazi-so-srokami-poseva-v-severnoj-lesostepi-zauralya.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-voprosov-rassmotrennih-na-chetvyortoj-sessii-gosudarstvennogo-sobraniya-respubliki-mordoviya-pyatogo-soziva.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-chitaetsya-v-1-m-semestre-lekcij-19-chasov-seminarov-19-chasov-samostoyatelnaya-rabota-60-chasov-prepodavatel.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tereza-vse-otricaet-agata-kristi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tehnologiya-ustanovki-ankernoj-krepi-nabrizg-betonom-i-ankerami-pri-stroitelstve-transportnih-tonnelej-i-metropolitenov.html
  • bystrickaya.ru/vliyanie-atomnih-elektrostancij-aes-na-okruzhayushuyu-sredu.html
  • control.bystrickaya.ru/disciplina-grazhdanskoe-pravo-ects-informacionnij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10-vremya-otdiha-yavlyaetsya-fundamentalnoj-dlya-dalnejshego-izucheniya-trudovogo-prava-ponyatie-trudovogo-prava-raskrivaetsya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-izbiratelnih-kampanij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-i-zadanie-na-kursovoj-proekt-s-metodicheskimi-ukazaniyami-dlya-studentov-vi-kursa-po-specialnosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.