.RU

Вперед к прошлому?


Наименование ОУ: МБОУ СОШ № 20 г.Липецка


Ф.И.О. автора, должность: Выходцева И.О., учитель биологии


Возраст участников: 9-11-е классы


Тема: Вперед к прошлому?1


Форма проведения: внеклассное мероприятие по биологии

Цели:

- расширить знания обучающихся о биологическом действии облучения (внутреннего и внешнего) на организм человека;

- убедить школьников в том, что состояние биосферы как среды жизни определяет здоровье человека;

- пробудить у обучающихся самые лучшие в человеке чувства: доброту, человечность, сопричастность, ответственность, способность к взаимопониманию и самоограничению;

- способствовать связыванию между собой знаний и ценностных ориентации экологического характера с идеями сохранения жизни на планете Земля.

Оборудование: видеофильм «Хиросима и Нагасаки», фотография «Атомный взрыв», музыкальными записями (В.Артемов «Реквием» ч. 6 «Confutatis», К. Турецкий «Хиросима», В.-А.Моцарт «Реквием», Ф.Лист «Пляска смерти», песня «Прекрасное далеко»), репродукции картины А.Белова «Чернобыль» и гравюр Г.Гольбейна-мл. из серии «Пляска смерти», табл. «Мутации».

^ Место проведения: актовый зал

Оформление: на сцене эпиграфы:

Прошлое учит настоящее не повторять ошибок в будущем.

Л.Леонов


Разум есть способность использовать силы окружающего мира без разрушения этого мира.

А. и Б. Стругацкие


Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию ... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направлять ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать эту силу?

В.И.Вернадский, 1922г.

АЭС - это дневные звезды! Мы усеем ими всю землю. Совершенно безопасны!

М. Стырикович (академик)

Откуда она явилась, эта «Звезда Полынь»,- из ночей библейских или уже из ночей грядущих? Почему избрала именно нас, что хотела так странно и страшно сказать этому веку, от чего хотела нас предостеречь?

Олесь Гончар


Учитель. Биология - наука о жизни. И, пожалуй, самая большая ценность, которой обладает человек, - это жизнь. Бывает ли так, что жизнь человека принимает противоестественную форму, отличную от той, которая была создана в процессе эволюции?

Ученик. К сожалению, да! В этом я убедился, посетив Кунсткамеру в Санкт-Петербурге. Уродства ... Подобные проблемы несут намного больше к себе глубоких вопросов, что является причиной уродства? Можно ли предотвратить их?

Учитель. Ребята, вопросы, которые вы подчас задаете, слышать больно, а отвечать на них очень трудно, но необходимо. Уродство является результатом мутаций, причиной их может стать радиация. Для разрешения ваших вопросов я предлагаю отправиться в путешествие на машине времени и выявить, каково происхождение радиации? Как она влияет на организм человека? Заглянем в прошлое и будущее.

Алиса. (звучит песня «Прекрасное далеко»). Не пугайтесь! Я послана к вам из XXIX века. Вопросы, которые задают сегодня ребята, волнуют меня и моих сверстников. Одним из важных предметов в школе будущего является КАТАСТРОФОЛОГИЯ, мы изучаем причины и последствия катастроф прошлого. Я хочу остаться с вами, чтобы передать ваши суждения о радиации моим одноклассникам.

Учитель. Мы не возражаем! Решить проблемы будущих поколений - значит вернуться к их истокам, в прошлое. Наша машина времени отправляется вперед - к прошлому. Может, кто-то не согласен с этим? В теме нашего разговора стоит знак вопроса, чтобы дать вам возможность самим ответить: жить ли человеку в эпохе атомной радиации или вернуться в прошлое? Итак, вперед в прошлое!

Ученица. Пока человек не стал человеком разумным, эволюция его оставалась процессом биологическим, который совершается у всех живых существ. Развитие его было длительным и малозаметным. Но вот эпоха изменилась! Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что в будущем скорость эволюции увеличится еще больше, а темп и ритм участятся. Развитие общества можно изобразить в виде бега на 60 км, где каждый километр – десять тысяч лет человеческой истории. Значительная часть человеческого пути проходит через первобытные леса. И вот, когда впереди останется всего лишь несколько километров до места назначения, то есть до наших дней, видны следы примитивных орудий из камня, на скалах появляются первые рисунки. Вьется дорога, и где-то лишь на середине последнего километра путешественник видит первых земледельцев. Когда до финиша останется около 300м, путник увидит египетские пирамиды. За 80-100м. до конца пути он взбежит на улицу средневекового
города и прикроет глаза ладонями, чтобы не видеть костры, на которых инквизиция сжигает еретиков. Вот уже финиш совсем рядом, какие-то 50м, человек бежит мимо Леонардо да Винчи. Последние 10м... Мерцают масляные лампы, но когда остается 5м до конца пути, дорогу заливает электрический свет. Над его головой пролетают самолеты. Вот он у цели.
Раздается страшный грохот, над Хиросимой вздымается страшный багровый гриб. Путник озирается вокруг. Раздается страшный гром: это трещат тысячелетние льды под корпусом атомного ледокола. Видно зарево над Припятью. Это упала звезда «Полынь»... Да, на протяжении нескольких метров (см. схему) совершается больше изменений, чем за весь предшествующий путь развития человечества.

Ученик. Высвобождение внутриядерной энергии - одно из величайших достижений человечества.

Алиса. Расскажите, пожалуйста, как было сделано это открытие, что ему предшествовало.

Ученик. Наша машина времени берет курс на конец XIX - начало XX века. Мы присутствуем на выступлении химика-ядерщика, профессора Отто Гана.

Отто Ган. Милая девочка, наука об атоме прошла длительный путь. Гениальные догадки древних ученых о том, что вещества состоят из атомов, к концу XIX в. полностью подтвердились. Долгое время считалось, что атом неделим.

В 1896г. французский ученый Анри Беккерель случайно открыл явление радиоактивности урана. Так человечество, не подозревавшее о существовании атомных ядер (они были открыты позже), познакомилось с невидимым для глаза радиоактивным излучением. Для справки, многоуважаемые, скажу, радиоактивность - это самопроизвольное выделение энергии с постоянной скоростью, присущей данному виду ядер.

Позже, в 1898г., супруги Кюри открыли два вещества, способные испускать радиоактивные лучи, - полоний и радий, и только, прошу обратить внимание, в 1911году Резерфорд выдвинул планетарную модель строения атома. На вопрос, удастся ли в будущем использовать энергию, скрытую внутри атома, в 1937г. он ответил. «Это время, вероятно, никогда не наступит. А тот, кто строит такие планы, - фантазер, живущий на Луне».

Алиса. А что было дальше?

Отто Ган. А через год, в 1938г., я и мой ассистент Штрассман открыли реакцию расщепления урана. И, вы знаете, поразительно! Оказалось, что при делении только одного ядра урана освобождается до двухсот миллионов электровольт энергии.

Вы видите, ядро атома - источник самой могущественной энергии, овладение этой энергией поистине уникально, и она должна служить на благо жизни. Но помните: тем, кто будет жить в конце века, необходима высокая степень ответственности и осторожности при ее использовании.

Алиса. Поразительно! Блестящее открытие! Теперь энергия атома придет на помощь человечеству, облегчит ему жизнь, излечит от болезней.

Учитель. Не спеши радоваться, дитя! Человек получил в свое распоряжение новый, невиданный до того времени источник энергии, небывалой мощности. Ученые понимали, что их научные достижения могут попасть в руки людей, для которых военное применение успехов науки - прежде всего.

Ученик. В 1922г. академик В.И.Вернадский произнес вещие слова: «Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать эту силу?»

Ученица. Да, радиация лишена собственной воли и морали, она, словно марионетка, которой управляют руки и воля людей. Она помогает обнаруживать и лечить болезни, но она может и вызвать болезни и привести к смерти. В безответственных руках она может стать палачом. И, к сожалению, опасения ученого оправдались. В августе 1945года Хиросима и Нагасаки показали, к чему может привести применение освобожденной атомной энергии в разрушительных целях.

Учитель. Наша машина времени переносит нас в этот год.

Ученик. В Хиросиме было 8ч. 15мин., когда американский летчик Фирби открыл бомбовый люк бомбардировщика. Через 58 секунд содрогнулась Земля и дома начали с грохотом падать.
Огромный столб дыма в форме гриба взметнулся, затмив солнце и небосвод. Бомба взорвалась на высоте 500м.

(Демонстрируется фрагмент видеофильма «Хиросима и Нагасаки»).

Город горел, на улицах всюду лежали люди, живые и мертвые. Люди, у которых от взрыва вытекли глаза, они уже не были похожими на человеческие существа. Город не погиб мгновенно... Многие люди были обречены на мучительную агонию, на бесконечное умирание. Оставшиеся в живых имели тяжелые ожоги. Это было место бесконечных мук. Обожженная кожа отделялась от подлежащих тканей и свободно свисала с конечностей и туловища. (Звучит музыка Ф.Листа «Пляска смерти».)

Позднее на город опустилось темное радиоактивное облако, которое несло смерть новым жертвам ядерного взрыва, поскольку оно содержало в себе радионуклиды.

9 августа того же года была сброшена вторая бомба на японский город Нагасаки. В радиусе до 2 км погибло 56,6% людей, в том числе 37% - сразу при взрыве. Среди раненых 35,3% получили ожоги, 28,6% - пострадали от излучения. (Звучит музыка К. Гурецкого «Хиросима»).

Ученица. В Хиросиме воздвигнут памятник маленькой школьнице Садако Сасаки. Ей не было и двух лет, когда Хиросима подверглась бомбардировке. Казалось, девочка нисколько не пострадала и выросла умной, здоровой. Но атомная смерть не отпускает свои жертвы, хотя иногда выносит приговор с отсрочкой. И через десять лет после того рокового дня смерть постучала в бамбуковый домик, где жила Садако. За месяц до перехода в следующий класс на нее напала необычная сонливость - предвестник атомной болезни. Бедную девочку отвезли в больницу, и здесь она начала делать из бумаги журавлей. Есть такое древнее японское поверье, что если тяжелобольной человек сделает тысячу журавлей, то он снова станет здоровым. Садако сгибала слабеющими пальцами бумажные листки, надеясь, что всемогущий Будда вернет ей здоровье, но шестьсот сорок четвертый журавлик выпал из рук, и девочка заснула навсегда...

Учитель. В Японии миру явился новый чудовищный призрак - смерть от радиации. Орудием смерти служили гамма- и нейтронное излучение, возникающие при ядерном взрыве. Случалось, что смерть настигала свои жертвы через несколько лет, принимая образ лейкоза, часто развивалась лучевая болезнь.

Алиса. Что там за отсветы огня, бушующего в ночном небе?

Учитель. Алиса, наша машина времени держит свой курс в 1986год. Чернобыль... этот украинский городок стал символом страшной беды. Время словно раскололось на две неравные части: до 26 апреля 1986года и после.

Ученица. «Третий Ангел вострубил и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь», и третья часть вод сделалась полынью, и многие люди умерли от вод, потому что они стали горьки».
Неистовому тексту апокалипсиса почти 2000 лет. Из каких глубин человеческой души явился он, откуда эта темная поэтическая сила слов, несущая грозные и неясные предзнаменования?

Уже через несколько дней после аварии пошел гулять слух о некой таинственной связи между Апокалипсисом, его полынной символикой и разрушением четвертого энергоблока, между небесной Метафизикой черных ангелов и ядерной физикой - творением умов и рук людских.

Алиса. А может, попробуем обратиться к специалисту? Уважаемый, что вы думаете о том, что в откровениях Святого Иоанна имеется указание на аварию АЭС как возможный конец света?

К. Саган (академик). Человеку не дано знать сроков, предначертанных в Апокалипсисе. Христос сказал так: «О дне и часе этого не знает ни сын человеческий, ни ангелы, только Отец, т.е. Бог». От самого человека зависит, приблизить или удалить это время. Сейчас мы являемся свидетелями того, что человечество имеет силу, могущую уничтожить самого себя. Все зависит от морального состояния человечества в целом. Если человечество в нравственном отношении будет находиться на должном уровне, то ядерное оружие оно не только не применит, но и уничтожит, и тогда время это будет отодвинуто на неопределенное расстояние.

Ученица. Вернемся к Чернобыльской аварии... Реактор и здание четвертого энергоблока были разрушены серией мощных взрывов гремучей смеси. Около 50 тонн топлива испарилось в виде частичек двуокиси урана, высокорадиоактивных нуклидов йода, нептуния, плутония, стронция и еще многих других изотопов, которых насчитывалось более 20 видов. (Звучит музыка В. Артемова «Реквием»).

Ученик.

Еще и та беда живет на свете,

Что вдруг наполнит ядом все нутро.
И, как змея, коварно жалом метит

В тот щит, который возвело добро.
Чтоб нанести укус неизлечимый,
Находит щель и заползает в дверь.
Так атом, до конца неукротимый,
Взвивается и мечется, как зверь.
А был, казалось, - весь в повиновенье.
Нам думалось, надежнее и нет.

Да так рванул однажды в день весенний,
Что содрогнулся сразу целый свет.
Поблёк пейзаж и смотрится пассивно,
Осел на город необычный дым.
И мирный атом, ставший агрессивным,
Нацелился на села и сады.

Учитель. Особенно переживали взрослые жители Припяти за здоровье детей, они бились в различные инстанции и просили помощи: «Земля, по которой ходим мы и наши дети - это не та земля, за которую отдали жизнь наши отцы, а пепел радиоактивный и смертоносный для ног наших детей, для хлеба. Всё, что растёт, всё нельзя нам и нашим детям. Как можно втолковать в детский ум, что нельзя того, что с такой жаждой ждали детские ручки, того, что раньше радовало глаз? Чем мы можем помочь своим детям? Почему мы не можем их сохранить? Для наших детей делают всё бесплатно, но для чего? Мы живем для опытов, мы нужны для будущих аварий».

Ученица.

Ребенок мой!

Ромашка цветёт - не дотронься.

Трава растёт - не дотронься.

На крылышках пчёл - доза смертельная! - не дотронься.

Бьется ток - незримые концентрические круги - пульс земли.

Граница напряжения - тридцатикилометровая зона!

Под небом - нёбом горечь за сотни километров.

На сердце оседает печали пыль.

В. Коломиец

Ученик. Пустой, покинутый город, законсервированный радиацией. Трагичное расставание уезжающих с домашними любимцами. Кошки пытливо заглядывают в глаза людей, жалобно мяукают, собаки воют, истошно визжат. Но брать с собой их нельзя: шерсть у них очень радиоактивна.


Не в силах позабыть или привыкнуть,
Покуда солнце росы пьет с полей,
Село глядится будто прежде, в Припять,
Себя не узнавая без людей.

Пса отвязать забыли, и к порогу
Прикован он, облезший до костей.
Растерянно, а может, сперепугу,
До самой крыши вымахал репей.

В. Бровченко

Ученица.

В итоге даже Бог нам не помог.
И как не утешай себя подробно, -
Следит за нами тяжко, исподлобья,
Четвертого реактора бельмо.

Алиса. У меня было ещё одно задание: узнать, что может произойти, если организм человека подвергнется ионизирующему излучению?

Учитель. Перенесёмся с помощью машины времени на экстренное заседание ученых и всех, кого волнуют последствия радиации.

Председатель симпозиума. Уважаемые коллеги и все присутствующие, последствия радиации ужасны... Гамма-лучи легко простреливают тонкую броню кожи. Что происходит в клетках человека, его тканях и органах, когда они подвергаются этому смертоносному обстрелу? Сегодня на симпозиуме, посвященном биологическому воздействию облучения, мы постараемся ответить на этот вопрос.

Рентгенолог. То, что радиация нежелательно действует на организм, было доказано давно. Ещё в 1895 году помощник Рентгена Вильям Груббе получил эритему (радиационный ожог), а к 1897 году в литературе уже было описано 23 случая таких поражений облучением. В 1898 году Беккерель обнаружил случайно, что после того, как пробирка с радием пролежала несколько часов в его жилетном кармане, на коже ученого появилось красное пятно, перешедшее в долго заживающую рану. После были выявлены серьезные отдаленные последствия облучения. Но, к сожалению, для большинства пионеров радиологии эти выводы стали запоздалыми. В1936 году в Гамбурге был открыт памятник рентгенологам и радиологам всех наций, отдавшим свою жизнь науке.

Алиса. Расскажите, пожалуйста, каковы основные факторы радиационной опасности?

Председатель симпозиума. Думаю, что на этот вопрос компетентно сможет ответить радиолог. Предоставляем ему слово.

Радиолог. Уважаемые товарищи, в зонах радиоактивных загрязнений местности при авариях на АЭС имеют место два основных фактора радиационной опасности: внешнее гамма-излучение от радионуклидов, находящихся в воздухе в момент происхождения радиоактивного облака, в основном от инертных радиоактивных газов и изотопов, а также от радиоактивных осадков. В этом случае имеет место общее облучение всего тела человека, снижающееся с течением времени; внутренние облучение в результате вдыхания радионуклидов из облака выброса, а также поступивших в организм человека с загрязненной радиоактивными веществами водой и пищей.

Алиса. Скажите, пожалуйста, какой из этих двух факторов наиболее опасен для организма?

Радиобиолог. Наиболее опасным является внутреннее облучение организма. Часто оно приводит к облучению отдельных органов и тканей тела.

При инкорпорации радионуклидов через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, раневые (ожоговые) поверхности они быстро попадают в кровь и оседают в тропных для них органах и тканях: йод-131 – в щитовидной железе, стронций 90 – в костях. Особенно опасна инкорпорация йода-131, который из крови попадает в небольшую по объёму и весу (до 30г.) щитовидную железу, быстро наполняя её. Период полураспада радиоактивного йода равен восьми суткам. Учитывая короткий период полураспада, создаётся возможность интенсивного воздействия йода на ткань щитовидной железы в короткий период времени.

Алиса. Спасибо за подробный рассказ, но у меня остался ещё ряд вопросов к вам, как специалистам. В литературе я встречалась с понятием «атомная болезнь». Когда она возникает и каковы её симптомы?

Председатель симпозиума. После облучения всего тела часто развивается «атомная» или лучевая болезнь, проявления её зависят от величины дозы и от того, получена эта доза сразу или постепенно, в течение длительного времени. Опасность радиации состоит в том, что это невидимые лучи, и нет у них ни запаха, ни вкуса. Мириады незримых пуль пронзают тело человека.

Медработник. Под влиянием ионизирующих радикалов гибнут, прежде всего, делящиеся клетки, находящиеся в митотическом цикле, гибнут и лимфоциты.

Рассмотрим основные симптомы лучевой болезни. При однократном общем облучении тела поражается в первую очередь кишечный эпителий и кроветворные органы, наблюдаются функциональные нарушения ЦНС. В зависимости от дозы облучения различают три степени лучевой болезни, легкая – доза 100 - 200 рад, средняя – до 400, тяжёлая – до 600.

В первые часы после облучения появляется первичная реакция, которая характеризуется неспецифичным синдромом: лихорадка, рвота, общая физическая усталость, повышенная температура, нарушение сна, изменение состава крови. В результате поражения кроветворных клеток уменьшается число белых кровяных телец крови.

На II стадии болезнь переходит в скрытое (латентное) состояние. Больной практически ни на что не жалуется. Сохраняются лишь изменения крови.

На III стадии наблюдаются: высокая температура, рвота, глубокие структурные изменения, вплоть до некротических. Типичное проявление острой лучевой болезни – поражение крови и её придатков, эпиляция.

В подтверждение мох слов ознакомьтесь с историей болезни одного из пожарных, который ценой своей жизни закрыл нас от страшной беды, вобрав в себя смерть. (Звучит музыка В. - А. Моцарта «Реквием»)

Учитель. (Зачитывает историю болезни). «В результате аварии Владимир получил дозу 500 рентген. Он прожил 58 суток – это были сплошные мучения: на нём не было ни кусочка здоровой кожи. Мощная эритема (ядерный загар), ожоговые пузыри, в иных местах кожа лопнула и висела лохмотьями. Лицо и руки сильно отекли и покрылись корками. При каждом мимическом движении корки лопались. Изнурительная боль! Слезы бессилия и горечи текли по загоревшим от излучения до черноты, отёкшим щекам. Во рту, на языке, на щеках - язвы, слизистая отходила пластами. Убиты радиацией были и слюнные железы. В связи с тяжелым поражением ротовой полости питательная смесь переливалась внутривенно. На шестые сутки, в связи с глубоким агранулоцитозом (падением числа зернистых форм лейкоцитов, ответственных за иммунитет) перелито 400 млрд. клеток костного мозга. Начался период кишечного синдрома. Стул до 30 раз в сутки с кровью и слизью.

С 14-х суток началась эпиляция (выпадение волос). Он не мог говорить. Только смотрел, мигал еще веками без ресниц, которые выпали, смотрел выразительными глазами, в которых порой вспыхивал огонь протеста и нежелания подчиняться смерти. Боль была нестерпимая. Наркотики не помогали. Успокаивался лишь после наркоза с закисью азота. Ядерная боль - особенная, она непередаваемая и беспощадная. Она доводит до шока и потери сознания. Но смерть не отступала. Все уже было у него: агранулоцитоз, кишечный синдром, эпиляция, стоматит. Количество белых кровяных телец упало до 300 при норме 8000». Так уходил из жизни шаг за шагом наш герой. Некоторые ушли из жизни почти сразу после аварии, агонизируя в страшных мучениях ядерной смерти... Их мало, тех, кто в земле, но с ними ушло столько боли, столько страданий, которых с лихвой хватило бы на миллионы живых. Они оставили на земле боль сурового предостережения.

Алиса. Ранее вы говорили о проблеме появления уродств у людей. Неужели такие страшные изменения может вызвать радиация?

Генетик. К сожалению, это так. Живое вещество в процессе эволюции организовывалось в малые структурные единицы – клетки. Ядро считается наиболее чувствительной частью клетки. Как вам известно, основную часть ядра составляют нуклеопротеиды, включающие в себя белки и нуклеиновые кислоты. Сетчатая структура ядра переходит в волокнистую, образуя хромосомы, которые служат носителями наследственных свойств. Под действием излучения хромосома может претерпевать определенные превращения, частично или полностью изменяя свои свойства. Такой переход называется мутацией. Если мутация возникает в половой клетке, то она распространяется на все клетки нового организма. Помимо генетических эффектов, которые могут сказываться на последующих поколениях, наблюдаются и соматические эффекты, которые опасны для самого данного организма, но не передаются потомству.

Установлено, что не существует минимального уровня радиации, ниже которого мутации не происходят. Мутации могут привести к рождению сиамских близнецов, аномальному развитию конечностей.

Итак, мутации – редкие, случайно возникшие, стойкие изменения генотипа, затрагивающие весь геном, целые хромосомы, их части или отдельные гены.

Геномные мутации связаны с изменением числа хромосом (демонстрируется табл. «Мутации».) в кариотипе. Причиной этого может явиться нарушение митоза или мейоза. Так, нерасхождение гомологичных хромосом в мейозе приводит к формированию гамет с увеличенным числом хромосом.

Хромосомные мутации приводят к перестройке хромосомы. Пути изменения структуры хромосом разнообразны. Участок хромосомы может удвоиться (дупликация), выпасть (деления), он может переместиться на другое место в результате инверсии - поворота участка на 180° или транслокации – перемещения участка на негомологичную хромосому. Основной причиной таких мутаций являются разрывы хромосом и хроматид и воссоединение в новых восьми сочетаниях.

Наиболее же часто встречаются генные мутации, связанные с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. В этом случае мутационный ген перестает работать: либо не образуются соответствующие белки и РНК, либо синтезируется белок с измененными свойствами, что проявляется в изменении признаков организма. Ясно, что радиация является тератогенным фактором.

Председатель симпозиума. Вопросы радиологии должны решаться параллельно с развитием нравственного понимания проблемы. Кто, как не психолог, выскажет своё мнение по этому поводу.

Психолог. Мы живём в веке, когда воздействие на биосферу должно сочетаться с мудростью и предвидением его результатов. Нам надо воспринимать Чернобыль разумом и сердцем. Вспышка над Чернобылем ослепительным светом и гамма-лучами осветила добро и зло, ум и глупость, правду и ложь, сочувствие и злорадство – все человеческие добродетели и пороки, упрятанные в душах. Опасность несёт человек, его необдуманные, безответственные действия. Один из основных уроков трагедии – урок нравственности. Она учит нас протягивать друг другу руки помощи, т. к. подлинная человечность невозможна без сопричастности ко всему в жизни, а значит без ответственности за свершившееся. Низкий уровень ответственности – это не причина, а следствие низкого нравственного уровня. Человек в своей душе должен воспитать ответственность, совесть и долг. Помните, только в совести гармонично сочетаются знания и чувствование нашего долга перед людьми.

Председатель симпозиума. Мы видим, что выход из-под контроля сил, способных уничтожить жизнь на Земле, вполне возможен. А последствия его могут быть непредсказуемыми. Как много нам ещё надо сделать, чтобы обезопасить человечество от радиации, а Землю сделать чистой и пригодной для жизни. (Звучит песня «Прекрасное далёко»)

Алиса. Звучит сигнал: только 45 минут было выделено мне для путешествия во времени. Всё, о чём я сегодня узнала, меня взволновало. Я беспокоюсь за жизнь будущих поколений. Через несколько минут я покину XXI век, в который была послана, чтобы предупредить об опасности. Будет ли человечество жить в третьем и последующих тысячелетиях, зависит от тебя, человек XXI века? Ты берёшь сегодня у входящих в мир поколений неприкосновенный капитал окружающей среды, не желая его возместить.

Я не хочу ходить по радиоактивной, зараженной, смертоносной земле. Оставь для меня траву, в которую можно лечь, не боясь радиации; теплую реку, в которой можно купаться; чистый песок и воздух.

Помни! Все достижения человека разумного должны служить процветанию жизни, а не ее гибели. Не упивайся своим могуществом, человек, не глупи с ним, не ищи в нем суетных благ, блеска славы. Пристальней и все ответственней вглядывайся в себя и в созданное тобой. Ибо ты причина, но ты и следствие! От твоей человечности, мудрости, способности к самоограничению зависит: останутся ли на Земле шелест листвы и цветение яблонь, детский смех или она превратится в пустыню. Если ты не учтешь уроков трагедии, человечество будет в саркофаге.

Я не хочу, чтобы на центральном пульте марсианской охраны Земли висела связка ключей от опустевшей, покинутой планеты Земля. Опомнись, задумайся, успей, пока не поздно! Не опоздай! Я покидаю вас, надеясь на ваше благоразумие!

Учитель. Алиса покинула XXI век, машина времени возвращает нас в настоящее. Человечество далеко зашло, уничтожая по частичке природы. Разрушаем природный капитал окружающей среды, разбиваем на куски, но их еще можно «склеить», хотя прежнего уже не будет, как разбитая ваза, хоть и склеенная, никогда не будет прежней. Но она будет!

Ученица. Мы должны вернуть Вселенной планету, каждый в меру своих сил, по частичке. Уже сейчас, пока есть еще те «кирпичики», которые помогут устоять зданию жизни, пока они не превратились в атомную пыль и не исчезли в ночи Вселенной.

Учитель. Ребята, действительно, «прошлое учит настоящее не повторять ошибок в будущем». Без атомной энергетики невозможно представить наше будущее. Но она нуждается в строгом надзоре и сознательном контроле. Будем стремиться к тому, чтобы надежды, которые человечество связывает с атомной энергией, восторжествуют над угрозами, которые она может создать.

Закончить наше путешествие во времени я хочу словами, написанными на атомном реакторе в Чернобыле:

Жизнь беззащитна,

И Любовь – нежна.

И Разум – Землю

Облагает данью.

И точная Ответственность

Должна

Сопутствовать

Великому Познанью!

Приложение (маршрутный лист)


Вперёд к прошлому?

Третий Ангел вострубил и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

Откровение св. Иоанна Богослова


• Радиация против человека или против человеческих бед?

• Останемся ли мы в истории как поколение глупцов или как люди, победившие болезни и смерть?


Опорные "точки " маршрута:



Академик М. Стырикович

Чернобыль - вид полыни. (Словарь Даля.)

Откуда она явилась, эта "Звезда Полынь", - из ночей библейских или уже из ночей грядущих? Почему избрала именно нас, что хотела так странно и страшно сказать этому веку, от чего хотела нас предостеречь? (Олесь Гончар)

5. Влияние радиации на организм
а) Острая лучевая болезнь (ОЛБ). Симптомы: ______________________________________

б) Мутации - это ______________________________________________________________


Свойства мутагенов (ионизирующее излучение):


Энергия атома - это достояние всего человечества, это великое завоевание разума; оно не должно стать орудием самоуничтожения.




1 Опубликовано в сборнике «Нравственное воспитание на уроках биологии и во внеурочное время. Из опыта работы Выходцевой И.О.» / авт.- Выходцева И.О., ред. - Жернякова Н.В. // ИТС УМЦ Управления образования администрации г.Липецка, 2004 – с. 50


vserossijskij-konkurs-shkolnij-bibliotekar-goda-2009-dlya-detej-6-10-let.html
vserossijskij-konkurs-sredi-uchrezhdenij-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-za-zvanie-vuz-territoriya-zdorovya.html
vserossijskij-konkurs-uchebno-issledovatelskih-ekologicheskih-proektov-chelovek-na-zemle-reshenie-zhyuri.html
vserossijskij-konkurs-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-po-specialnosti-professionalnoe-obuchenie-obshij-zachet.html
vserossijskij-konkurs-yunosheskih-proektno-issledovatelskih-rabot-po-istoriko-cerkovnomu-kraevedeniyu-sekciya-issledovatelskaya-kraevedcheskoe-issledovanie.html
vserossijskij-muzikalnij-konkurs-po-specialnosti-horovoe-dirizhirovanie-12-sentyabrya-po-10-noyabrya-2011-goda.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-pyatnica-12-noyabrya-19-30-21-00-doklad-troice-sergieva-lavra-v-godi-liholetya-i-vozobnovlenie-zhizni-v-nej-posle-ii-oj-mirovoj-vojni.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/52-posilka-prani-cheloveku-nahodyashemusya-ryadom-yu-m-ivanov-kak-stat-ekstrasensom.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-obrazovatelnie-pokazat-kak-na-osnove-poluchennih-znanij-mozhno-reshat-zhiznennie-zadachi-razvivayushie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proc-resident-osnovnaya-procedura-rezidentnie-programmi-i-ih-organizaciya-21-prg5-res-passivnij-rezident-s-ispolzovaniem.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnologiya-prigotovleniya-pishi-10-chas-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-napravleniyu-tehnologiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-novejshaya-istoriya-dlya-9-klassa.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-centralnie-banki-kurs-lekcij-osnovi-torgovli-na-mirovih-finansovih-rinkah-08.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sintez-logicheskoj-shemi-cifrovogo-ustrojstva.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/germano-sovetskie-otnosheniya-v-1919-1929-gg-chast-9.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-teme-3-programma-itogovogo-gosudarstvennogo-ekzamena-po-grazhdanskomu-pravu-dlya-studentov-specialnosti-030501.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-i-pourochnoe-planirovanie-k-uchebniku-a-v-perishkina-fizika-7-klass-po-programme-a-v-perishkina-i-e-m-gutnik-fizika-7-9-sm-sbornik-programm-po-fizike-i-astronomii-izd-drofa-m-2002.html
  • klass.bystrickaya.ru/a323-menedzhment-proekta-nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-promishlennie-avtomatizirovannie-sistemi.html
  • credit.bystrickaya.ru/ogneborci-siktivkara-spasli-na-pozhare-pozhilih-suprugov-i-ih-vnuka-internet-resurs-severinforu-16022011.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vidi-professionalno-pedagogicheskoj-deyatelnosti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svodnie-dannie-o-pedagogicheskom-kollektive-publichnij-otchet-po-itogam-20072008-uchebnogo-goda-sokrashennoe-naimenovanie.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-na-otkritij-aukcion-v-elektronnoj-forme-stranica-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-pedagoga-buharinoj-nini-anatolevni-1-kvalifikacionnaya-kategoriya-po-uchebnomu-kursu-literaturnoe-chtenie-3-klass-bazovij-uroven.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/21prochitannaya-misl-ob-ubijstve-frenk-edvards.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sibajlas-zhemorlia-zhol-beru-bilkke-degen-senmd-zhoaltadi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-po-provedeniyu-urokov-estestvennonauchnogo-cikla-sbornik-podgotovlen-pri-podderzhke.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-zhenevskom-etape-vsemirnoj-vstrechi-na-visshem-urovne-po-voprosam-informacionnogo-obshestva.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-zabajkale-udalos-otstoyat-ot-pozharov-shest-naselennih-punktov-mchs-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-18042012.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prinyatie-resheniya-i-ego-sovershenstvovanie-chast-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-m-behterev-obektivnaya-psihologiya-stranica-36.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-cel-i-zadachi-vospitaniya-strategiya-i-taktika-otbora-ego-soderzhaniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-uchebnogo-processa-obrazovatelnaya-vospitatelnaya-obrazovatelnaya-vospitatelnaya-razvivayushaya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skifi-i-car-darij-rasskazivaet-drevnejshaya-letopis-russkaya-povest-vremennih-let.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-bashkortostan-ot-12-11-91-n-vs-974-red-ot-14-01-97-o-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politike-v-respublike-bashkortostan.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-a-n-strizhev-nastoyashij-tom-polnogo-sobraniya-tvorenij-svyatitelya-ignatiya-soderzhit-kapitalnij-bogoslovskij.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-razrabotchiki-programmi-muz-bcgb-gosudarstvennij-zakazchik-programmi-administraciya-mo-g-berdska-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/normativnie-pravovie-akti-i-specialnaya-yuridicheskaya-literatura-ne-soderzhit-svedenij-sostavlyayushih-gosudarstvennuyu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-g-kordonskij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pozhar-do-sih-por-ne-lokalizovan-svedenij-o-postradavshih-net-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-25-sentyabrya-2009-g.html
  • school.bystrickaya.ru/2-uchet-postupleniya-osnovnih-sredstv-konspekt-lekcij-po-kursu-buhgalterskij-uchet-soderzhanie-tema-organizaciya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lkej-marlan-aza-mdeniet-tarihin-zertteush-sizdiova-g-m-f-k-docent-ompi-shimkent-rezyume.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.