Всероссийская конференция «Ювенальная юстиция в Российской Федерации», 11 июня 2008 г., г. Москва Золотых В. В., заместитель председателя Ростовского областного
.RU

Всероссийская конференция «Ювенальная юстиция в Российской Федерации», 11 июня 2008 г., г. Москва Золотых В. В., заместитель председателя Ростовского областного




Всероссийская конференция «Ювенальная юстиция в Российской Федерации», 11 июня 2008 г., г. Москва


Золотых В.В., заместитель председателя Ростовского областного суда (тезисы выступления)


«Опыт судов Ростовской области по совершенствованию правосудия в отношении несовершеннолетних»


I


Вся наша организационная работа по совершенствованию правосудия в отношении несовершеннолетних осуществлялась по четырем основным направлениям: введение специализации судей, введение специализации аппарата суда, создание надлежащих условий для осуществления правосудия, установление надлежащего взаимодействия и координацию деятельности всех тех органов и учреждений, которые традиционно включаются в систему ювенальной юстиции.


^ Специализация судей.

В 2000 году по рекомендации Пленума Верховного Суда РФ (от 14 февраля 2000 года) во всех районных судах области была введена специализация судей по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Однако практика показала, что введение полноценной специализации судей в составе действующих судов не представляется возможным. Доля уголовных дел в отношении несовершеннолетних среди общего количества рассматриваемых уголовных дел в районных судах составляет 10-11 %. Поскольку судьи, специализирующиеся по рассмотрению дел несовершеннолетних, не освобождаются от рассмотрения иных дел, они уделяют внимание делам «своей категории» 1/10 часть своего времени.

С целью обеспечения реальной специализации судей по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних в двух районных судах были определены судьи, которые рассматривают уголовные дела только в отношении несовершеннолетних. Такая организация работы возможна лишь в судах с большим количеством судей, то есть – с таким количеством судей, при котором возможно одному из десяти «судей-криминалистов» поручить рассмотрение дел несовершеннолетних. По сути, речь идет о районных судах со штатной численностью судей более 20 человек (Таганрог – 27, Шахты – 23).

Мы полагаем, что в будущем суд по делам о несовершеннолетних должен быть судом комплексной компетенции, поэтому уже сейчас нарабатываем опыт специализации судей по гражданским делам (такая специализация у нас введена в трех районных судах области), а также по делам об административных правонарушениях (такая специализация введена только в областном суде).

Ограничения при введении специализации судей в районных судах и невозможность установления специализации мировых судей (а они в общей массе уголовных дел, рассматривают 0,3 % дел в отношении несовершеннолетних), должны убедить всех, что ввести специализацию судей по делам о несовершеннолетних в рамках действующего законодательства невозможно.


^ Специализация работников аппарата суда.

В 2001 году в судах Ростовской области был введен институт социального работника. В настоящее время в 14 районных судах имеются должности помощников судей, которые выполняют функции социальных работников.

Социальный работник является помощником судьи, специализирующегося по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Он собирает данные, необходимые для разрешения вопросов, связанных с особенностями уголовной ответственности и наказания несовершеннолетнего, а также оказывает судье иную помощь при производстве по уголовным делам. По сути, социальный работник выполняет те функции, содержание которых определено Пекинскими правилами (правилами 16, 23 и 24).

Помощник судьи с функциями социального работника, по сути, изменил всю организацию работы ювенального судьи. В настоящее время, когда уголовные дела не содержат необходимых сведений, характеризующих несовершеннолетнего, специализированные помощники судьи восполняют данный пробел, организуют взаимодействие суда со всеми органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, как на стадии судебного разбирательства, так и на стадии исполнения приговора.

Вместе с тем, следует отметить, что и введение специализации работников аппарата суда имеет такие же ограничения, как и введение специализации судей.


^ Создание надлежащих условий для осуществления правосудия по делам несовершеннолетних.

Осуществляемая нами в течение первых трех лет работа по совершенствованию правосудия по делам несовершеннолетних привела нас к мысли о том, что задачи создания специализированных судов по делам несовершеннолетних не могут сводиться лишь к введению специализации судей и работников аппарата суда. Одной из главных задач при введении ювенальных судов должна стать задача по созданию условий, обеспечивающих особенности рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних, и эта задача может быть разрешена путем выделения и оборудования специальных помещений для ювенального суда.

В настоящее время в трех районных судах области выделены и оборудованы помещения специально для рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних.

Во вновь создаваемых судах (ювенальных судах) мы стремимся создать надлежащие условия для обеспечения конфиденциальности рассматриваемых в отношении несовершеннолетних дел, для обеспечения всех тех условий, которые выработаны в международной практике осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Несколько слов о ювенальном суде в Таганроге.

В помещении суда имеется два зала судебных заседаний, кабинеты для судей, для социального работника. На территории суда в отдельном помещении располагаются прокуроры, адвокаты, психологи, оборудована комната для проведения конфиденциальных встреч и ведения переговоров по примирению.

Залы судебных заседаний ювенального суда существенно отличаются от обычных залов судебных заседаний. Здесь нет клеток и решеток, участники процесса – стороны - размещаются за одним общим столом, чем подчеркивается общность тех задач, которые им предстоит решить с помощью судьи.


^ Совершенствование взаимодействия и координация различных ведомств, органов и учреждений.

Уже в первые годы работы по совершенствованию правосудия в отношении несовершеннолетних мы ощутили настоятельную необходимость координации усилий всех тех ведомств и служб, которые занимаются вопросами несовершеннолетних.

В январе 2001 года при Ростовском областном суде был создан Координационный совет по вопросам ювенальной юстиции. В состав данного Совета вошли представители областного суда, Управления Судебного департамента, прокуратуры, адвокатуры, УВД, министерства образования, областной комиссии по делам несовершеннолетних, ученые-психологи.

Работа Координационного совета позволила нам приобрести необходимый опыт по совершенствованию взаимодействия всех органов и служб, занимающихся вопросами несовершеннолетних правонарушителей.

В декабре 2003 года нами создан «Центр поддержки судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции». Этот Центр создан как общественная некоммерческая организация всех специалистов, заинтересованных в защите прав детей и введении системы ювенальной юстиции.


II


Совершенствование организационных форм осуществления правосудия по делам несовершеннолетних постепенно изменило и содержание нашей работы.

Начало изменений такого рода положила деятельность социальных работников. Когда они стали заниматься восполнением данных о личности несовершеннолетнего подсудимого, встал вопрос о разработке методики проведения этой работы. До этого, как правило, собранные материалы по характеристике несовершеннолетнего представляли собой случайный набор случайных документов.

С целью оказания соответствующей помощи социальным работником, представителями министерства образования Ростовской области при участии специалистов-психологов была разработана Карта социально-психологического исследования. По сути, данная Карта представляет собой доклад о результатах социального обследования, составление которого рекомендовано «Пекинскими правилами».

В настоящее время с целью совершенствования методики социально-психологического исследования несовершеннолетних обвиняемых, ростовскими специалистами-психологами совместно с представителями Фонда НАН, сотрудниками Московского городского психолого-педагогического Университета и Всероссийского центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского на основе канадской программы Оценки рисков и потребностей разрабатывается российский вариант данной программы.

Тщательно проведенное исследование личности несовершеннолетнего позволило судьям чаще применять альтернативные уголовному наказанию меры воздействия.

Если в 2002 году доля несовершеннолетних, которым были назначены принудительные меры воспитательного воздействия, составляла в целом по области 0,6%, то в 2007 году данный показатель достиг 8,1%. В Таганрогском городском суде, где в наиболее полном объеме введены элементы ювенальной юстиции, данный показатель существенно выше – 13,2 %.

В 2002 году в Ростовской области были освобождены от наказания и помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа – 0,2 % осужденных несовершеннолетних. В 2007 году данный показатель составлял 0,8%, в Таганроге – 2,5 %.

И что самое главное, при таком подходе заметно снизилась рецидивная преступность несовершеннолетних. Если в 2002 году рецидивная преступность среди несовершеннолетних в Ростовской области составляла 19,2 %, то в 2007 году – 12, 5 % (в Таганроге - 4, 4%).


^ Необходимость совершенствования ювенального законодательства.

Работа в режиме активного внедрения элементов ювенальных технологий привела нас к убеждению о необходимости совершенствования российского ювенального законодательства.

Например, мы уже сегодня осознаем, что вся наша работа по исследованию личности несовершеннолетнего, являющаяся, как известно, основой судопроизводства по делам несовершеннолетних, ограничивается действующим уголовно-процессуальным законодательством.

На наш взгляд, в Уголовно-процессуальном кодексе РФ должен быть подробно изложен порядок исследования данных о личности несовершеннолетнего обвиняемого; предусмотрена возможность помещения несовершеннолетнего в специальный центр наблюдения, а также основания и условия применения такого вида исследования несовершеннолетнего.

По всей видимости, результаты социального исследования личности несовершеннолетнего обвиняемого, наряду с общими материалами уголовного дела должны составлять, по сути, «второе досье» (как это давно уже заведено во Франции).

С целью обеспечения включения процедуры исследования личности несовершеннолетнего в действующий порядок судебного разбирательства в качестве самостоятельного этапа, можно было бы рассмотреть вопрос о введении в процедуру рассмотрения дел несовершеннолетних института отложения назначения наказания, известного в Европе как институт «цезуры».

Представляется необходимым расширить сферу применения принудительных мер воспитательного воздействия и ввести в УПК РФ институт «промежуточных» принудительных мер воспитательного воздействия, широко применяющихся в зарубежных странах и рекомендуемых международными актами (в частности Пекинские правила).

Несколько слов о совершенствовании ювенального уголовного права.

Полученные в большем объеме данные о личности несовершеннолетнего заставили наших судей более тщательно подходить к выбору мер воздействия в отношении несовершеннолетних. Такой подход к работе побудил нас изучить и опробовать все возможности, которые предоставляет нам действующий Уголовный кодекс.

К сожалению, следует признать, что действующее отечественное законодательство по целому ряду вопросов ограничивает судей в принятии справедливого решения, в выборе тех мер, которые необходимы и достаточны в отношении конкретного несовершеннолетнего.

В качестве примера можно указать на парадоксальную ситуацию, которая возникает вследствие несовершенства норм, содержащихся в части 3 статьи 20 и статьей 22 УК РФ, то есть – тех норм, которые должны определить понятие возрастной невменяемости.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что несовершеннолетний, неспособный в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не подлежит уголовной ответственности (на основании части 3 статьи 20), а несовершеннолетний, обнаруживающий те же самые признаки, но страдающий каким-либо психическим расстройством, подлежит уголовной ответственности (в соответствии со ст. 22 УК).

Нам, видимо, необходимо (в соответствие с Пекинскими правилами) расширить сферу применения института прекращения уголовного дела в отношении несовершеннолетних. При этом, как представляется это необходимо осуществить как путем увеличения перечня оснований для освобождения от уголовной ответственности (применяемых именно к несовершеннолетним), так и путем распространения действующих институтов освобождения от уголовной ответственности на те категории несовершеннолетних, на которые действующее законодательство не распространяется. Например, - на несовершеннолетних, впервые совершивших тяжкие преступления. При этом следует учесть, что по оценке отечественных криминологов (Г.И. Забрянский) 80 % совершаемых несовершеннолетними преступлений, относятся именно к категории тяжких преступлений.

Статьи Уголовного кодекса, определяющие особенности наказания несовершеннолетних, на наш взгляд требуют пересмотра и установления дифференцированного подхода. Это необходимо сделать для того, чтобы, например, не возникал вопрос, почему лицам, совершаемым в возрасте от 16 до 18 лет особо тяжкое преступление, наказуемое 20 годами лишения свободы даруется 10 лет, а лицам того же возраста, совершившим тяжкое преступление никаких «льгот» не предоставляется.

Мы не достигнем какого-либо прогресса в сфере правосудия по делам несовершеннолетних, если не будет принят Закон «О ювенальной юстиции в Российской Федерации».

В данный Закон, по нашему мнению, должна быть включена глава «Задачи и принципы ювенальной юстиции», в которой как представляется, должно быть сформулировано положение о двуединой задаче, стоящей перед ювенальной юстицией: судебное разбирательство по делам о несовершеннолетних и судебная защита их прав и законных интересов, а также статьи, определяющие специфические принципы ювенальной юстиции (такие, как преимущественно охранительная ориентация; социальная насыщенность; максимальная индивидуализация судебного процесса). Эти принципы должны быть положены в основу всех тех изменений и дополнений, в которых нуждаются и Уголовный кодекс, и Уголовно-процессуальный кодекс.

В Законе «О ювенальной юстиции», на наш взгляд, также должна быть глава «О судах по делам о несовершеннолетних», которая могла бы содержать положения о месте и роли суда в системе ювенальной юстиции; о месте судов по делам о несовершеннолетних в судебной системе Российской Федерации; виды и компетенция судов по делам о несовершеннолетних.

В данном Законе, видимо, должны содержаться:

положения обо всех элементах системы ювенальной юстиции;

указание об установлении специализации сотрудников прокуратуры, адвокатуры, следственных органов, органов исполнения наказания);

концепции (схемы) взаимодействия судов по делам несовершеннолетних с иными элементами системы ювенальной юстиции.

Определив суд по делам несовершеннолетних как центральное звено ювенальной юстиции, можно было бы рассмотреть вопрос об учреждении специального органа, координирующего работу всех элементов системы ювенальной юстиции.

В этой связи можно было бы рассмотреть вопрос об образовании в Министерстве юстиции Российской Федерации Главного Управления Федеральной службы защиты молодежи, с созданием в его структуре специальных подразделений при судах.

При этом можно было бы изучить опыт деятельности Управления судебной защиты молодежи Министерства юстиции Франции.

Определенную координацию работ могли бы осуществлять Уполномоченные по правам детей. При этом они могли бы больше уделять внимания вовлечению в сферу деятельности ювенальной юстиции негосударственных структур.

На наш взгляд, необходимо также рассмотреть вопрос, на законодательном уровне, о государственном заказе на социальные услуги в сфере ювенальной юстиции.


Всероссийская конференция «Ювенальная юстиция в РФ»

г. Москва, 11.06.2008 г.
^ Воронова Е.Л., судья Ростовского областного суда (тезисы выступления)

«О внедрении ювенальных технологий в судопроизводство по делам несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации»

Опыт внедрения ювенальных технологий в судопроизводство с участием несовершеннолетних в Ростовской области начал формироваться с января 2001 года с начала реализации пилотного проекта Ростовского областного суда, Управления Судебного департамента в Ростовской области и Программы Развития ООН «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних» /ПРООН/ (2001-2003 г.г.).

Основное содержание данного проекта – экономия уголовной репрессии и оказание судом помощи несовершеннолетнему – правонарушителю в реабилитации, введение новой для России должности социального работника при суде, который готовит для суда доклад о личности несовершеннолетнего (Ростовским областным судом для этого была разработана «Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя»), а при установлении фактов нарушения прав несовершеннолетнего подсудимого – готовит для судьи предложения о привлечении социальных служб к разрешению проблем подростка.

По завершении проекта ПРООН институт «социального работника при суде» нами был трансформирован (с учетом возможностей российского законодательства) в институт помощника судьи с функциями социального работника с сохранением прежних направлений работы социального работника.

Кроме этого, с 2006 г. в Ростовской области реализуется совместный российско-канадский проект «Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации» (2006-2009 г.г.), предусматривающий совершенствование судопроизводства с участием несовершеннолетних, развитие восстановительного правосудия, формирование региональной модели пробации.


С опытом Ростовской области по совершенствованию судопроизводства с участием несовершеннолетних, начиная с 2003 г. по май 2008 г. познакомились представители 40 регионов России, в том числе, представители 25 регионов РФ непосредственно посетили нашу область (список прилагается), при этом ряд регионов РФ приступил к его практическому внедрению.


^ Опыт Ростовской области по совершенствованию судопроизводства в отношении несовершеннолетних заключается в следующем:

  1. введена специализация судей по рассмотрению уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, а в ряде судов области - и по рассмотрению уголовных дел о детях- жертвах преступлений и гражданских дел, одной из сторон которых является несовершеннолетний;

  2. введена специализация работников аппаратов судов - помощники судей с функциями социального работника (введены в штаты 15 судов области), в других судах закреплена специализация помощников судей , которые закреплены за судьями по делам несовершеннолетних;

  3. по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних помощник судьи готовит доклад суду о личности несовершеннолетнего ( в соответствии со ст. 421 УПК РФ, составляется Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя);

  4. после суда в соответствии с ч. 7 ст. 88 УК РФ Карта направляется вместе с копией приговора в уголовно-исполнительную инспекцию (если назначено наказание, которое отбывается в обществе) и в колонию (если назначено реальное лишение свободы), и в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (если назначены принудительные меры воспитательного воздействия);

  5. соблюдение принципа конфиденциальности по делам с участием несовершеннолетних (по усмотрению суда проводятся закрытые заседания);

  6. экономия уголовной репрессии: акцент на назначение судом воспитательных и реабилитационных (профилактических) мер, а также предпочтительность назначения наказаний, которые отбываются в обществе (условное осуждение, обязательные работы, исправительные работы);

  7. установление механизма взаимодействия судов (судей по делам несовершеннолетних) и социальных служб для несовершеннолетних (с 2001 г. действует Координационный Совет при Ростовском областном суде с участием представителей суда, адвокатуры, прокуратуры, органов и служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных некоммерческих организаций; а также Лаборатория по научно-практическому сопровождению ювенальной юстиции);

  8. к участию в рассмотрении дел несовершеннолетних судом привлекаются работники органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые призваны оказать помощь в защите нарушенных прав несовершеннолетних, а также обеспечить проведение индивидуальной профилактической работы после суда;

  9. используется частное постановление суда как основа правовой помощи несовершеннолетнему, в соответствии с которым суд назначает индивидуальную профилактическую работу; использование судом такой формы как направление писем об оказании помощи несовершеннолетнему в соответствующие ведомства;

  10. контроль суда - взаимодействие с уголовно-исполнительными инспекциями, органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних после суда;

  11. создание 3-х модельных ювенальных судов (специальных судебных составов по делам несовершеннолетних) (открыты соответственно в 2004 г.- в г. Таганроге, в 2005 г. – в г. Шахты, в 2006 г. - в Егорлыкском районе). Помещения судов созданы в соответствии с «Пекинскими Правилами», в этих судах введена специализация судей по уголовным и гражданским делам с участием несовершеннолетних, помощник судьи с функциями социального работника оказывает помощь этим судьям, а также мировым судьям соответствующих участков, в модельных судах созданы условия для проведения примирительных процедур (имеются отдельные помещения-«комнаты примирения»), а также кабинеты для адвокатов, прокуроров, для работы психологов; в залах судебного заседания отсутствуют так называемые «клетки» (место для подсудимого, огороженное металлической решеткой), участники процесса располагаются за одним столом перед судьей;

  12. установление взаимодействия Ростовского областного суда, Администрации и Законодательного Собрания Ростовской области по формированию региональной нормативно-правовой базы в сфере защиты прав несовершеннолетних и их семей.


В Ростовский областной суд поступают письма руководителей судов, Управлений Судебных Департаментов, судей из многих регионов России с благодарностью за содействие в возможности изучения нашего опыта и с информацией о его непосредственном внедрении в этих регионах.

Несколько примеров об опыте регионов России в сфере ювенальной юстиции.


^ Камчатский край ( письмо председателя областного суда Сотникова С.А.).

  1. введена специализация судей в Петропавловск-Камчатском городском суде (2 судьи по уголовным делам и 2 судьи по гражданским делам и делам об административных правонарушениях)

  2. со стороны городской Администрации направлены 2 социальных работника, которые являются социальными помощниками судей и участвуют при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних

  3. в рамках создания ювенального суда по образцу модельного ювенального суда г.Таганрога в строящемся комплексе Дворца правосудия в г.Петропавловске-Камчатском запланирован отдельный блок с соответствующими специальными атрибутами и внутренним убранством для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних

  4. созданные элементы ювенальной юстиции дают первые положительные результаты: по сравнению с 2006 г. преступность несовершеннолетних в Камчатской области снизилась с 12 до 9,7 %.



Предложения Камчатского областного суда:

Отсутствие закона о полномочиях, порядке образования и деятельности ювенальных судов создает определенные трудности при выборе модели, а в дальнейшем и создании ювенального суда, поэтому судейскому сообществу следует активнее инициировать обсуждение депутатами Государственной Думы РФ вопроса о принятии поправки в ФКЗ «О судебной системе» (в части введения ювенальных судов) с целью его окончательного разрешения на законодательном уровне

  1. в целях реализации Программы развития судов общей юрисдикции направлено обращение к депутату Государственной Думы РФ от Камчатского края первоначально решить вопрос о создании в качестве правового эксперимента ювенальных судов в ряде субъектов РФ, нормативного закрепления их деятельности, а также определения вопроса по финансированию таких экспериментальных площадок из средств федерального бюджета

  2. в качестве возможного варианта предложено создание в Камчатском крае стартовой экспериментальной площадки в Дальневосточном федеральном округе по развитию ювенальных технологий.



^ Оренбургский областной суд ( письмо 1-й зам.председателя облсуда Акулина О.С.):

Как указано в письме, «активное и заинтересованное участие Ростовской области в реализации проекта по введению элементов ювенальной юстиции создали необходимые предпосылки для распространения опыта в сфере осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в Оренбургской области. Опыт Ростовской области позволил выйти на качественно новый, более высокий уровень взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти».

^ В Оренбургской области внедрение ювенальных технологий осуществлялось следующим образом:

  1. создана рабочая группа по организации ювенальной юстиции, в которую вошли: Оренбургский областной суд, управление судебного департамента, Правительства и Законодательного Собрания области, областная прокуратура и ГУВД, КДН области, минсоцразвития, УФСИН, Оренбургский госуниверситет, администрация г. Оренбурга, областной Комитет по делам молодежи. Проведено совещание с участием Главного федерального инспектора по Оренбургской области Капишникова П.Н.

  2. После посещения рабочей группой Ростовской области с сентября 2007 г. на базе Промышленного районного суда г. Оренбурга осуществляется проект по введению ювенальной юстиции: выделен зал судебного заседания, в котором создана уютная атмосфера, в зале заседаний участники процесса сидят за одним столом, в штат суда введены должности 2 помощников судьи с функциями социального педагога, выделены 2 судьи, которые изучили документы, поступившие из Ростовской области, а именно: методические рекомендации Ростовского областного суда, материалы межрегионального научно-практического семинара в г. Ростове-на-Дону «Ювенальная юстиция в условиях совершенствования уголовного судопроизводства в России», обобщения судебной практики Ростовского областного суда

  3. когда в суд поступает уголовное дело и назначается к рассмотрению, помощник судьи выписывает все данные о личности несовершеннолетнего, заводит Карту социально-психологического сопровождения, беседует с подростком, родителями, собирает данные о личности из КДН, с места учебы, от соседей, с подсудимым проводится психологическое тестирование, данные заносятся в Карту.

  4. при рассмотрении дел Промышленный районный суд стал активно сотрудничать с ПДН и КДН.

  5. Итоги работы: с сентября 2007 г. по 1 марта 2008 в Промышленном райсуде рассмотрено 38 дел в отношении несовершеннолетних, из них: 4 лица освобождены от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, 2 освобождены от наказания, в отношении 7 лиц дела прекращены за примирением. Осуждено 29 человек, из них к обязательным и исправительным работам 9, к штрафу 3, к условному лишению свободы 10, к реальному лишению свободы –7. Вынесено 10 частных постановлений ( в основном, в адрес ПДН ОВД в связи с низкой профилактической работой). После вынесения приговора с осужденным проводит беседу помощник судьи с функциями социального педагога, на осужденного заводится в суде личное дело, помощник предлагает осужденному периодически приходить на беседы, а также обращаться в суд в случае появления каких-либо трудностей.


^ Брянский областной суд (письмо председателя областного суда Пыталева А.Е.):

  1. в ноябре 2006 г. в администрации Брянской области состоялась встреча для обсуждения вопросов внедрения ювенальной юстиции

  2. 29.01.2007 г. между облсудом, управлением судебного департамента, областным управлением соцзащиты, некоммерческой организацией «Социальное партнерство развития Брянской области» заключено соглашение о сотрудничестве

  3. создан координационный Совет при Брянском областном суде, на заседании которого 14 мая 2007 г. определен механизм взаимодействия судов и социальных служб.

  4. определены модельные суды: Бежицкий и Володарский райсуды г. Брянска и Дубровский районный суд Брянской области. Проведен ремонт и переоборудование помещений этих судов, кроме залов судебных заседаний имеются помещения для проведения примирительных процедур, бесед с психологом, комнаты для прокурора и адвоката.

  5. 26.06.2007 г. на собрании определен состав рабочей группы с участием представителей: Брянский областной суд, Управление судебного департамента, КДН г. Брянска и области, УВД и облпрокуратуры, УФСИН, Брянской воспитательной колонии, областной прокуратуры, Департамента общего и профессионального образования, общественных организаций Фонда «НАН» и «Социального партнерства развития Брянской области», систематически проводятся встречи членом рабочей группы.

  6. Посещение делегацией Брянской области семинаров в г. Ростове-на-Дону позволили укрепить мнение о необходимости внедрения опыта Ростовского областного суда.

  7. с 1 января 2008 г. в указанных 3-х судах Брянской области внедряются в полном объеме ювенальные технологии судопроизводства по образцу Ростовской области.


Республика Хакасия ( письмо и.о. заместителя председателя Верховного суда Нуртынова В.Н.).

В письме указано: «Опыт Ростовской области в сфере совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних (ювенальной юстиции) изучен и широко применен на практике».

  1. Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Хакасия от 1 сентября 2006 г. рассмотрен вопрос «О мерах по совершенствованию правосудия в отношении несовершеннолетних в Республики Хакасия».

  2. 17 октября 2006 г. создан и приступил к работе специальный судебный состав Абаканского городского суда по делам несовершеннолетних, состоящий из 3-х судей, на которых возложены следующие обязанности: рассмотрение уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, в т.ч. апелляционное рассмотрение таких дел, материалы о помещении в ЦВСНП УВД и СУВУЗТ, а также материалов по Федеральному Закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Вопросами социальной реабилитации и проведения профилактической работы занимаются психолог и социальный работник, которые используют опыт Ростовской области: составляется доклад суду о личности, проводятся примирительные процедуры, создается индивидуальная программа реабилитации, контролируется ее проведение, осуществляется взаимодействие суда со всеми органами профилактики и общественными организациями.

  3. Помещение специального судебного состава расположено в отдельном здании, планировка кабинетов судей, социального работника и психологов, залов судебных заседаний аналогично помещениям модельных ювенальных судов Ростовской области.

  4. В работу активно вовлечена Прокуратура Республики: решен вопрос о закреплении за специальным судебным составом помощника прокурора для участия в рассмотрении дел и материалов в отношении несовершеннолетних. Кабинет помощника прокурора находится в здании ювенального состава, технически полностью обеспечен за счет средств прокуратуры. Помощник прокурора активно участвует не только в борьбе с подростковой преступностью, но и в восстановительном правосудии, воспитательной и профилактической работе с несовершеннолетними.

  5. С созданием ювенального судебного состава изменился сам подход к рассмотрению дел и материалов (более детально исследуется личность подсудимого подростка, выясняется- нуждается ли подросток в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи и социальной реабилитации), суд обращает внимание заинтересованных ведомств на проблемы подростка с целью их решения, ведомства в обязательном порядке сообщают суду о принятых мерах.

  6. Итоги: в течение 2007 года рассмотрено 192 уголовных дела на 270 лиц, вынесено 147 приговоров по которым 20 лиц освобождены от наказания, по 29 делам применены воспитательные меры. Из 16 дел, направленных на кассационное рассмотрение, 1 приговор был изменен, т.к. суд 1-й инстанции не применил положения ч.6.1 ст.88 УК РФ. В 2007 году количество преступлений несовершеннолетних снизилось на 27%, а по лицам - на 29%. Снизилось - число повторно совершивших преступления на 42%, в состоянии алкогольного опьянения на 60%, в общественных местах - на 19%.

  7. Суд работает с детьми от 7 лет (совершившими общественно опасные деяния) - рассмотрено 48 материалов о помещении в ЦВСН, по которым 40 лиц помешены в ЦВСНП, 2 - направлены в спецшколу.


^ Ульяновский областной суд ( письмо судьи Москалевой Е.Г.)

  1. в районных (городских) судах закреплена специализация по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних за наиболее опытными судьями

  2. ходатайства об избрании меры пресечения рассматриваются только председателями горрайсудов или их заместителями

  3. при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних в судебном заседании допрашивают не только законных представителей несовершеннолетних подсудимых, но и их учителей, классных руководителей, инспекторов ПДН и КДН, соседей и т.п.

  4. в областном суде при коллегии по уголовным делам создан специальный судебный состав по делам несовершеннолетних (оказание методической помощи горрайсудьям, рассмотрение дел по 1-й инстанции, обобщение судебной практики).

  5. в райсудах заводятся учетные дела, составляются планы профилактической работы с осужденными к наказанию, не связанному с лишением свободы подростками, согласно которым судьи встречаются с такими подростками и их родителями, а также осуществляется контроль за несовершеннолетними.

  6. осуществляется тесное взаимодействие с органами системы профилактики.

  7. на базе Ульяновского областного суда проводятся координационные совещания с судьями и представителями КДН, ПДН, МВД, образования и др.

  8. к учебе судей привлекаются психологи, педагоги.

  9. на базе методических рекомендаций Ростовского областного суда разработано пособие для судей Ульяновской области.

  10. Предложение: на базе Ростовского областного суда проведение семинаров по обмену опытом с регионами.


Пермский краевой суд ( письмо судьи Соловьевой И.В.)


  1. Внедрение опыта Ростовской области началось после того, как судьи Пермской области приняли участие 16-17.11.2005 г. в г. Ростове-на-Дону в Международном научно-практическом семинаре «Становление ювенальной юстиции в России: проблемы и перспективы развития».

  2. с 2006 г. в Пермском крае началась реализация проекта «Внедрение элементов ювенальной юстиции в деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», одним из направлений которого стало внедрение этих элементов в деятельность судов

  3. в качестве пилотных площадок избраны Индустриальный район г. Перми и г. Лысьва Пермского края.

  4. на базе пилотных судов отрабатывается механизм взаимодействия судьи и социальных служб, в т.ч. в г. Перми с центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, а в г. Лысьва с муниципальным центром социального обслуживания молодежи «Импульс»

  5. Разработаны программы взаимодействия указанных центров с судами, которые направлены на воспитательное воздействие на подростков, разрабатываются программы реабилитации и социализации несовершеннолетнего правонарушителя, проводятся программы восстановительного правосудия (заглаживание вреда жертвам преступлений).


^ Нижегородская область (письмо начальника Управления Судебного департамента в Нижегородской области Захаровой Т.П.)

Как указано в письме «Управлением Судебного департамента в Нижегородской области в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 г.г., которой предусматривалось создание специализированных ювенальных составов (судов) в системе судов общей юрисдикции, была начата работа по изучению и реализации данного положения Федеральной целевой программы на территории Нижегородской области.

В процессе работы по созданию ювенальной юстиции на территории нашей области нами совместно с общественным фондом «Открытый регион» была осуществлена поездка в ростовскую область, где мы познакомились с опытом работы специализированного судебного состава по делам несовершеннолетних Таганрогского городского суда.

Следует отметить, что результаты данной поездки позволили Управлению судебного департамента совместно с другими ведомствами четко определить задачи по созданию ювенальной юстиции в Нижегородской области».

По результатам поездки в Ростовскую область сделано следующее:

  1. проведен «круглый стол» по теме «Становление ювенальной юстиции в Нижегородском регионе» с участием представителей судебной системы, органов власти, общественных правозащитных организаций; участники «круглого стола» познакомились с уникальным опытом создания и работы ювенального суда г. Таганрога Ростовской области, обсудили возможность применения этого опыта в Нижегородской области

  2. проводились иные мероприятия по становлению института ювенальной юстиции в Нижегородской области, в ряде случаев- с участием судей Ростовской области

  3. на сегодняшний день в районных (городских) судах г. Нижний Новгород и Нижегородской области работают конкретные судьи и их дублеры, рассматривающие уголовные дела в отношении несовершеннолетних, а также гражданские дела в отношении несовершеннолетних

  4. у всех судей-ювеналистов имеются помощники с высшим юридическим образованием, которые в процессе своей деятельности изучают вопросы психологии несовершеннолетних

  5. в 2007 году Губернатором Нижегородской области дано поручение Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области рассмотреть возможность предоставления помещений для ювенальных судов на территории города и области, а также главам муниципальных образований г. Нижнего Новгорода, иным главам районов Нижегородской области рассмотреть возможность закрепления за судьями сотрудников администраций (работников, оказывающих содействие в судебных процессах по делам несовершеннолетних)

  6. в настоящее время обсуждается вопрос о создании отдельной службы социальных работников, участвующих в процессах по делам несовершеннолетних, предполагается, что такие работники будут взаимодействовать с органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью решения конкретных проблем подростка, оказавшегося в конфликте с законом.

  7. намечены и иные задачи в области ювенальной юстиции.

В письме выражена благодарность председателю Ростовского областного суда В.Н. Ткачеву за поддержку и оказанную помощь в становлении института ювенальной юстиции в Нижегородской области.


^ Самарская область (письмо начальника Управления судебного департамента Л.Б. Вебицкой)

В письме выражена благодарность председателю Ростовского областного суда В.Н. Ткачеву за хорошо организованное ознакомление с опытом становления ювенальной юстиции в Ростовской области.

Как видно из письма, «в условиях повышения уровня преступности среди несовершеннолетних, отсутствия четкой профилактической работы, в России назрела острая необходимость выделения в особую сферу направление организации профилактики и воспитательной работы с детьми и подростками.

^ На наш взгляд, Вы совершенно разумно и интересно выбрали путь создания ювенальной юстиции.

Особенно важным кажется выделение отдельных зданий для рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних, привлечение к этому правоохранительных органов(прокуратуры, милиции, постоянно действующих комиссий) и особенно насущным является последующий контроль за осужденными.

Опыт Ростовской области обсужден на совещании совместно с Самарским областным судом. Полагаем, что формы работы могут быть совершенно разнообразными, но идеология создания ювенальной юстиции, целенаправленной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних -это одна из важных задач нашего государства.

^ Мы желаем вам удачи и благодарим за полученный опыт».


Ленинградская область, г. Кингисепп

С опытом организации Таганрогского ювенального суда непосредственно на месте ознакомились председатель Ленинградского областного суда и председатель Кингисеппского городского суда.

  1. В Кингисеппском городском суде создан специальный судебный состав, ориентированный на рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних

  2. судебный состав расположен в помещениях, изолированных от основных помещений суда на первом этаже, планировка помещений кабинетов судей, помощника судьи, помощника судьи с функциями социального работника, психолога, зал судебного заседания соответствует рекомендациям «Пекинских правил», в качестве образца для создания такого состава использован опыт Таганрогского ювенального суда Ростовской области.

  3. введена новая должность-помощник судьи с функциями социального работника, принят специалист с высшим педагогическим образованием и получающие второе образование - высшее юридическое, работа помощника судьи с функциями социального работника начинается сразу по поступлении уголовного дела в суд, т.е. со стадии подготовки к судебному заседанию

  4. помощник судьи с функциями социального работника оказывает помощь судье в исследовании личности несовершеннолетнего в соответствии с принципами восстановительного правосудия, осуществляет подготовку предложений о возможности применения судом к подростку воспитательных и реабилитационных мер вместо карательных и репрессивных, о применении мер по социальной адаптации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, а также содействует взаимодействию суда со всеми органами профилактики и общественными организациями

  5. благодаря решению вопроса о введении специально дополнительной ставки психолога в Комитете по образованию Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» в суде работает психолог, который привлекается со стадии подготовки дела к судебному заседанию для оказания психологической помощи и поддержки подросткам и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также проведения исследования личности несовершеннолетнего

  6. работа по социально-психологическому обследованию несовершеннолетних подсудимых, а также воспитательная и реабилитационная работа проводится даже с содержащимися под стражей несовершеннолетними: в этих целях судом совместно с ОВД Кингисеппского района решен вопрос о допуске помощника судьи с функциями социального работника в изолятор временного содержания ОВД Кингисеппского района

  7. по результатам социального исследования помощник судьи с функциями социального работника составляет письменный отчет для судьи в форме Карты социально-психологического сопровождения, который приобщается к материалам дела

  8. суд осуществляет контроль после вынесения решения -над каждым несовершеннолетним осуществляется социальный патронаж и контроль за его поведением, на каждого несовершеннолетнего правонарушителя в суде оформляется личное дело ( в котором содержится Карта социально-психологического сопровождения, характеристики, решение суда, лист послесудебного сопровождения с информацией о проводимой после суда работе), суд осуществляет контроль за исполнением судебного решения не только самим подростком и его родителями, но и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Результаты:

- при рассмотрении дела по новым ювенальным технологиям с привлечением помощника судьи с функциями социального работника, при более активной работе суда с подростками и их семьями, несовершеннолетние и их родители стали более открыты в судебном заседании, с большим желанием сотрудничают с судом в вопросах исправления подростков, выражаю готовность к проведению реабилитационных мероприятий, повышается воспитательное значение судебных процессов; в рамках постсудебной работы в суде проводятся ежеквартальные собеседования с подростками совместно со службами, участвующих в программах реабилитации; выявленные проблемы суд пытается решить вместе с ребенком, его родителями и родственниками, службами системы профилактики; повышается доверие подростков к суду, они часто обращаются сами в суд за оказанием помощи и получении совета;

- Кингисеппским городским судом разработан проект мероприятий по социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей, проводятся мероприятия по профилактике повторных правонарушений: организовываются поездки несовершеннолетних, находящихся под социальным патронажем суда в Колипинскую воспитательную колонию и учреждение ИЗ 47/4 г. Сантк-Петербурга, чтобы они своими глазами увидели, чего им удалось избежать;

- одним из механизмов реализации мероприятий проекта является создание суда несовершеннолетних присяжных заседателей (Подросткового суда), в качестве образца которого использован опыт штата Мэриленд США, разработано положение о таком суде;

- Кингисеппский городской суд при поддержке руководства Ленинградского областного суда содействовал организации социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних правонарушителей на базе ГОУ НПО «Профессиональный политехнический лицей №18 г.Кингиссепп, данный центр может стать базовым центром, созданным в рамках Региональной целевой программы «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Ленинградской области с 2006 по 2008 г», заказчиком которого является Правительство Ленинградской области, а одним из исполнителей - администрация МО «Кингисеппский муниципальный район.


Приложение


Распространение опыта Ростовской области по внедрению ювенальных технологий в судопроизводство с участием несовершеннолетних в регионах России

(2003-2008 г.г.)


Посетили Ростовскую область делегации из следующих регионов:


  1. Ульяновск

  2. Нижний Новгород

  3. Самара

  4. Саратов

  5. Владимир

  6. Иваново

  7. Липецк

  8. Кемерово

  9. Оренбург

  10. Брянск (3 раза)

  11. Чувашия (2 раза)

  12. Карелия

  13. Хабаровск




  1. Москва

  2. Московская область

  3. Камчатская область

  4. Пермь

  5. Ханты-Мансийск

  6. Тверь

  7. Ленинградская область

  8. Санкт-Петербург

  9. Иркутская область

  10. Свердловская область

  11. Новосибирск

  12. Белгород





Ростовским областным судом были переданы по запросам материалы в следующие регионы(помимо посещавших делегаций):


  1. Тыва

  2. Новосибирск

  3. Белгород

  4. Волгоград

  5. Башкортостан

  6. Пенза

  7. Калининград

  8. Чечня

  9. Кабардино-Балкария




  1. Ингушетия

  2. Краснодар

  3. Омск

  4. Алтайский край

  5. Тамбов

  6. Псков

  7. Сахалин

  8. Курск



Судья Ростовского областного суда Воронова Е.Л.


zadacha-posobiya-dat-informaciyu-i-znaniya-v-nekotorih-voprosah-avtor-i-izdatel-nadeyutsya-chto-chitatel-smozhet-umelo-ispolzovat-dannoe-posobie-naryadu-s-sovetami-vracha-stranica-16.html
zadacha-postroeniya-linij-dlya-rastrovih-ustrojstv.html
zadacha-pravo.html
zadacha-produktovaya-politika.html
zadacha-pryamougolnoj-upakovki-v-polubeskonechnuyu-polosu-chislennij-eksperiment-s-bezothodnimi-zadachami-e-hopper-na-baze-algoritmov-blochnoj-strukturi.html
zadacha-razmesheniya-elementov-yavlyaetsya-odnoj-iz-osnovnih-zadach-konstruktorskogo-etapa-proektirovaniya-elektronnih-ustrojstv-i-sostoit-v-opredelenii-optimalnogo-prostranstvennogo-raspolozheniya-elementov-v-kommutacionnom-pole.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tendencii-razvitiya-mirohozyajstvennih-otnoshenij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-14-iyunya-2011-goda.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-ponyatijnogo-sostavaklassicheskih-psihologicheskih-koncepcij-l-m-vekker-psihika-irealnost.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-e-balashov-kak-mi-dumaem-tak-i-zhivem-luchshe-dumaem-luchshe-zhivem-mudrij-chelovek-predotvrashaet-bolezni-a-ne-lechitsya-ot-nih.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/filosofskie-vozzreniya-ot-pervonachalnih-ponyatij.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razreshenie-konfliktov-v-delovom-obshenii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-partiya-iisusa-andrej-lazarenkov-partiya-kotoruyu-sozdal-iisus-ocherki-obshestvennoj-deyatelnosti-iisusa-hrista.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-poiskah-spravedlivosti.html
  • college.bystrickaya.ru/-3-lokalnaya-politika-mestnoe-samoupravlenie-rossijskij-i-zarubezhnij-opit-stranica-18.html
  • teacher.bystrickaya.ru/geroini-programmi-mat-i-doch-programma-zhizn-v-cvetah-v-gostyah-u-irini-skobcevoj-pavel-lyubimcev-priglashaet-zritelej-na-vdnh.html
  • education.bystrickaya.ru/198099-sankt-peterburg-ul-cvetochnaya-d-18-dlya-pochti-196105-spb-aya-168-telfaks-812-365-6078-stranica-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-denelerd-elektrlenu-elektr-zaryadini-satalu-zai-sabati-masati.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-chetirnadcataya-znaj-o-chem-prosish-filip-pulman.html
  • college.bystrickaya.ru/0110-elektroenergiya-stranica-22.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sportivno-ozdorovitelnaya-baza-olimpiec.html
  • knigi.bystrickaya.ru/ris-14-obshaya-sistema-uslovij-konkurentnogo-preimushestva-dlya-uchebnoe-posobie-vladivostok-izdatelstvo-dvgu-2001.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhurnal-ohrana-truda-v-voprosah-i-otvetah-12010-byulleten-vklyuchaet-v-sebya-informaciyu-o-novih-zakonodatelnih.html
  • grade.bystrickaya.ru/mojra-trezajs-velikobritaniyastruktura-zakonodatelnoj-vlasti-velikobritanii-rol-press-sluzhbi-v-deyatelnosti-organa-mestnoj-vlasti-na-primere-uelsa.html
  • desk.bystrickaya.ru/odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-fakulteta-kommercii-i-marketinga-tovarovedenie-ekspertiza-i-standartizaciya-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080111-marketing-moskva-2009.html
  • shkola.bystrickaya.ru/raschet-predokonechnih-usilitelnih-kaskadov-videousilitel.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-29-pogranichnie-nervnopsihicheskie-rasstrojstva-v-m-allahverdov-dr-psihol-nauk-prof-11-111-7-31-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-4-praroditelstvo-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-2306000-domovedenie-novosibirsk-2003.html
  • grade.bystrickaya.ru/mihail-tumanishvili-stranica-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhelaem-zdorovya-vam-vashej-seme-i-vashim-konyam.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-11-karibskaya-transkulturnaya-filosofiya-tema-traktovka-mnogoobraziya-razlichiya-i-kulturnogo-i-epistemologicheskogo.html
  • studies.bystrickaya.ru/finansirovanie-innovacionnoj-deyatelnosti-v-yaponii-rol-gosudarstva-v-razvitii-niokr.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-vozniknoveniya-predstavlenij-o-psihike-chast-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aristofan-osi-ptici-mir.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-zadaniya-2-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-professionalnogo-otbora-rukovoditelej-visshego-zvena.html
  • tasks.bystrickaya.ru/38obyazannosti-rabotnikov-stolovoj-kollektivnij-dogovor.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiticheskij-otchet-organizaciya-grantopoluchatel-ano-sibirskij-centr-prikladnih-ekonomicheskih-issledovanij-scpei-nazvanie-proekta-stranica-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-denezhnih-sredstv-v-obyome-115857-tisyach-rublej-bila-videlena-poseleniyam-popravkami-ot-05102010-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-specialnostej-rabochij-variant-125-01-04-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-arbitrazhnij-sud-moskvi-priznal-nezakonnimi-pretenzii-moskomnaslediya-k-mgu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.