Задачи конференции: освоить некоторые компетентностно-ориентированные образовательные технологии; определить перспективные направления для развития педагогических инициатив, соответствующих вызовам времени
.RU

Задачи конференции: освоить некоторые компетентностно-ориентированные образовательные технологии; определить перспективные направления для развития педагогических инициатив, соответствующих вызовам времени


Аналитическая справка по итогам

Муниципальной методической конференции

«Учительский потенциал: от технологии к результативности».

25 марта 2010 года на базе гимназии проводилась традиционная муниципальная методическая конференция. Тема конференции «Учительский потенциал: от технологии к результативности». Конференция была направлена на решение следующих целей и задач.

Цель конференции:

диссеминация опыта педагогов, реализующих компетентностно-ориентированное образование, как ресурса, обеспечивающего готовность выпускников к успешной личностной и профессиональной самореализации.

^ Задачи конференции:

  1. освоить некоторые компетентностно-ориентированные образовательные технологии;

  2. определить перспективные направления для развития педагогических инициатив, соответствующих вызовам времени;

  3. создать пространство эффективного взаимодействия педагогов и общественности в контексте проблематики и технологий компетентностного образования.

Участниками конференции стали (по регистрационным листам) 311 человек. Из них:

представители ММС различных территорий – ^ 23 ч. – 13 районов (г. Пермь – 4 ч., г. Губаха – 1 ч., г. Верещагино – 1 ч., г. Красновишерск – 1 ч., г. Куеда – 1 ч., г. Очёр – 1 ч., Березовский р-н – 3 ч., Большесосновский р-н – 2 ч.. Еловский р-н – 2 ч., Осинский р-н – 3 ч., Пермский р-н – 1 ч., Суксунский р-н – 1 ч., Частинский р-н – 2 ч.);

Чайковский муниципальный район – 288 ч.

Из них:

* дошкольное образование – 5 ч. (д/с № 5, 10, 17, 24, 34);

* дополнительное образование – 9 ч. (СДЮТЭ – 2 ч., СЮН – 2 ч., Ютекс – 5 ч.);

* социум – 3 ч.;

* городские школы – 179 ч.;

* сельские школы – 90 ч.


СОШ №1

СОШ №2

СОШ №3

СОШ №4

С(к)ОШ №5

СОШ №7

СОШ №8

Гимназия

СОШ №10

СОШ №11

СОШ №12

ООШ №13

«Синтон»

СОШОТ

В(С)ОШ

ИТОГО:

21

25

8

8

2

16

5

17

29

7

9

9

12

6

5

179




СОШ с. Альняш

СОШ с. Б.Букор

ООШ п. Буренка

ООШ с. Ваньки

СОШ с. Вассята

ООШ с. Зипуново

СОШ п. Марковский

СОШ п. Прикамский

СОШ с. Сосново

СОШ с. Уральское

СОШ с. Фоки

Ф(к)ОШ - интернат

ИТОГО:

3

4

9

10

----

12

11

8

9

2

15

7

90


На получение сертификатов и материалов конференции заявились 162 человек

Анализ регистрационных листов позволяет сделать вывод о том, что часть руководителей не учли требования по квоте (СОШ № 1, 2, 10). В то же время СОШ с. Вассята не приняли участие в конференции, то есть не использовали пространство конференции как ресурс. В результате произошла перегрузка всех событий конференции. Вместо 180 ожидаемых участников мы получили количество вдвое большее, отсюда трудности в управлении потоками. На будущее руководителям ОУ следует более ответственно относиться к требованиям соблюдения квоты.

Конференция проходила в четыре этапа.

^ 1-й этап – пленарное заседание. Планировалось три выступления: Сафоновой Н.Г., Тюминой М.В., Русиновой М.В. Прозвучало 2 первых выступления, занявших большее количество времени. В связи с этим доклад Русиновой М.В. был перенесен на площадку. Выводы по пленарной части: проведение пленума в рекреации осложняется плохой акустикой и шумом собирающихся на конференцию людей. В этой связи внимание рассеивается, удержать его докладчику сложно. На будущее имеет смысл при выборе места проведения пленарного ориентироваться на закрытые помещения ( спортивный зал, актовый зал).

^ 2-й этап – открытые уроки.

В рамках конференции было проведено 8 уроков и 2 занятия.





Тема



Класс


Учитель


Куратор

1.

Вводное занятие в образовательную программу «Эколого- исследовательское объединение»

6 класс

Калмыкова Вера Викторовна

(СДЮТЭ)

Горцунова Елена Витальевна

2.

Литературное чтение. Звукопись поэзии

1 класс

Базарьева Лариса Ивановна

(СОШ №10)

Мулахметова Светлана Михайловна

3.

Повторяем написание разделительного мягкого знака в словах

1 класс

Салахеева Маргарита Леонидовна

(СОШ №7)

Басманова Тамара Васильевна

4.

Население Северного Кавказа

9 класс

Неволина Юлия Михайловна

(Лицей «Синтон»)

Калинина Елена Юрьевна

5.

Экологические группы птиц

7 класс

Герасимова Нина Кузьмовна

(СОШ №10)

Дерюшева Валентина Николаевна

6.

Поволжье: экономика, проблемы

9 класс

Гараева Надежда Михайловна

(СОШ №10)

Баженова Надежда Николаевна

7.

Литературное чтение «Фофка»


4 класс

Пахомова Светлана Александровна

(СОШ №10)

Соломенникова Александра Сергеевна

8.

Урок проектной задачи «Планета частей речи»(Слово как часть речи)

4 класс

Зибер Людмила Павловна

Фарафуллина Вазира Хузнеевна

9.

Знакомство с творчеством М.Пляцковского

2 класс

Миронова Екатерина Аркадьевна

(СОШ №11)

Гоголева Надежда Викториновна

10.

Учебное занятие по химии «Электролиз». Решение проблемных задач

9 класс

Смирнова Марина Леонидовна

(Гимназия)

Шулябкина Татьяна Анатольевна


Проведению открытых уроков и занятий предшествовала подготовительная работа:

1) 04.03.10 – семинар для зам. директоров «Новая модель повышения квалификации педагогов. Обсуждение проекта» - завучам было предложено дать сведения о педагогах, представляющих уроки и занятия на конференции, выбрать для них кураторов

2)17.03.10 - совещание для кураторов, где обговаривались алгоритмы самоанализа и анализа мероприятий.

3)в течение всего периода подготовки – индивидуальные консультации методистов ЦИКТ.

Присутствующим были предложены аннотации уроков и занятий, анкеты для анализа перед началом мероприятий.

Квота на посещение планировалась 10-11 педагогов (100 человек). В действительности же присутствовало от 14 до 28 педагогов (224 человека), что превысило квоту более чем в 2 раза – не хватило анкет для оценки мероприятий, в отдельных случаях педагоги вдвоем или втроем заполняли анкету, менее комфортными были условия для присутствующих педагогов и детей. Кураторы пытались контролировать ситуацию, но она не всегда поддавалась контролю – люди хотели попасть на урок или занятие. Очень много педагогов было от образовательных учреждений, представители которых давали открытые мероприятия, приходилось проводить разъяснительную работу, чтоб они уступили места другим педагогам. При планировании таких мероприятий следует несколько раз (на различных уровнях) проговаривать квоту участия.

Во всех анкетах отмечено соответствие заявленных целей требованиям компетентностно – ориентированного обучения. Респонденты также отметили, на формирование каких ключевых и предметных компетентностей работали заявленные цели, причем наши педагоги более свободно ориентируются в этих вопросах, нежели педагоги – гости.

Среди средств, позволяющих педагогу организовать деятельность и достичь результатов в соответствии с требованиями компетентностно – ориентированного образования были отмечены: ИКТ - технологии, технология развития критического мышления, организация групповой работы, проблемно – диалоговое обучение, технологии формирования контрольно- оценочной самостоятельности школьника, игровые технологии, проектная деятельность, исследовательская деятельность (эксперимент) на уроке.

Из увиденного на уроках и занятиях присутствующие чаще всего хотели использовать в своей деятельности технологию развития критического мышления, ее элементы (приемы), технологии проблемного обучения, формы проведения уроков и занятий, задания, формирующие у детей контрольно – оценочную самостоятельность, алгоритм формирования у детей самоконтроля, самооценки, взаимооценки, критерии оценивания деятельности, рефлексивные моменты, организацию и проведение групповой работы, ИКТ- технологии, игровые технологии, решение проектных задач.


Экспресс – опрос показал, что уроки и занятия понравились педагогам. Судя по отзывам, уроки и занятия были интересны, достигли поставленных целей

Так присутствующие на занятии педагога дополнительного образования ^ Калмыковой В.В. отметили, что средства, применяемые педагогом, в полной мере соответствуют поставленной на занятии цели (А.Ф.Фаязова).

Присутствующие на уроке учителя начальных классов ^ Базарьевой Л.И. отметили особую приветливость учителя, его музыкальность, умение мотивировать детей к деятельности, выстраивать результативную групповую работу.

Урок биологии ^ Герасимовой Н.К.был направлен на формирование ценностей командной работы и собственной индивидуальной ответственности за общее дело, на развитие умений устанавливать причинно- следственные связи, повышение уровня коммуникативной и информационной компетентности, объективной оценки своих знаний, способностей и возможностей.

Учитель географии ^ Гараева Н.М. удачно продемонстрировала возможности использования технологии развития критического мышления.

На протяжении всего урока шло формирование ключевых компетентностей:

коммуникационной (работа в малых группах), решение проблем, работа с информацией (развитие умения анализировать и оценивать информацию с разных точек зрения). Коллеги, присутствовавшие на уроке, захотели ближе познакомиться с этой перспективной технологией.

Учитель химии Смирнова М. Л. показала занятие, способствующее

формированию информационной, коммуникативной компетентностей и компетентности решения задач, развивающее умение наблюдать, формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу на основе исследования. Ей удалось убедить учащихся в необходимости химических знаний для понимания процессов, происходящих в окружающем мире.

Учитель начальных классов ^ Зибер Л.П. развивала на уроке умение формулировать и высказывать свои мысли устно и письменно, учила детей вырабатывать критерии оценивания, работала над умением учащихся договариваться, сотрудничать, взаимодействовать друг с другом в малой группе. Присутствующие отметили системность, логичность в деятельности учителя.

Учитель начальных классов ^ Салахеева М.Л. представила опыт по использованию технологии формирования контрольно – оценочной самостоятельности у детей. Гости отметили высокий уровень владения различными формами работы с детьми, умение научить детей грамотно формулировать вопросы, были высказаны пожелания о возможности дальнейшего общения с целью диссеминации опыта педагога.

При проведении урока учитель географии ^ Неволина Ю.М. использовала технологию развития критического мышления посредством чтения и письма, методы обучения: частично-поисковый, проектный; приемы: «Ассоциация», «Колесо фактов», «Корреспонденты и респонденты», «Незаконченное предложение»; формы организации познавательной деятельности учащихся: совместно – распределенная деятельность.

Многие из присутствующих хотели бы использовать показанную технологию в своей работе. Учитель проводит урок как образовательную ситуацию- это уровень реализации деятельностно- компетентностного подхода.

Учитель начальных классов ^ Пахомова С.А. показала как происходит формирование основ коммуникативной компетентности ( культура диалога, работа в группе, выстраивание монологического высказывания, умение задавать вопросы). Она умело организовала осмысление содержания урока (знакомство с текстом, новым термином), создала пространство диалога, осуществляла развитие аналитических навыков( дети анализировали поступки героев).

Учитель начальных классов ^ Миронова Е.А. представила урок – исследование. Цель урока – знакомство с характерными особенностями творчества М. Пляцковского посредством организации исследовательской деятельности, была достигнута. Учитель на уроке формировала умение различать жанры литературных произведений, вместе с детьми анализировала особенности характеров героев, учила выделять главное, сравнивать, находить аналогии сюжетных линий в тексте на примере произведений М. Пляцковского, грамотно вести диалог, развивать речь, наблюдательность.

У каждого учителя был свой куратор. В основном, кураторы справились с организацией самоанализа и анализа уроков и занятий, хотя с разной степенью эффективности. В одних случаях диалог был более содержательным (куратор Горцунова Е.В., Дерюшева В. Н.), в других более эмоциональным, вокруг вопросов «понравилось» «не понравилось».


Вывод: Все педагоги показали средний и высокий уровень владения современными технологиями на уроках и занятиях. Вместе с тем стало очевидным, что уровень и качество аналитической деятельности в педагогической среде оставляет желать лучшего.


^ Предложения в резолюцию конференции:

Так как одним из главных условий изменения профессиональной позиции педагога при переходе на новые образовательные результаты учащихся (компетентностей) является изменение педагогических технологий, следует:

  1. ЦИКТ организовать работу по освоению новых образовательных технологий (привлечение соответствующих курсов на нашу территорию, работа по этому направлению в РМО, работа педмастерских, мастер - классов ).

  2. ОУ создать условия для прохождения педагогами, желающими освоить и применять новые технологии, соответствующей курсовой подготовки.

  3. Сконцентрировать внимание методических служб ОУ и муниципальной методической службы в следующем учебном году на развитии аналитических умений педагогов как важной составляющей рефлексивной профессиональной компетентности.


^ 3-й этап - переговорные площадки.

Дискуссионная площадка

В ней участвовали около 60 чел.: 42 зарегистрировавшихся участника, 5 организаторов и 1 ведущий и 2 соведущих и примерно 10 незарегистрировавшихся участников. Представители административного корпуса образовательных учреждений Чайковского района составили 15%. Учительство села было представлено в количестве 6 чел. из Фокинской СОШ (2 чел.), Фокинской коррекционной школы (1 чел.), из СОШ пос. Прикамский (3 чел.), что составляет 10 % от числа участников. В работе площадки приняли участие сотрудники методических служб из г. Пермь, Березовки, Большой Усы, г. Чайковский.

Анализ представленных материалов на различные конкурсы, анализ деятельности учителей и администрации образовательных учреждений муниципального района привел к неутешительному выводу о дефиците в таком методе профессиональной деятельности как педагогическое наблюдение. Это подтверждается статистикой на государственном уровне: около 80% педагогов не умеют анализировать свою деятельность, т.к. не видят предмет для анализа, не владеют методом осознанного целенаправленного научного, а не бытового наблюдения. Поэтому возникла идея создания переговорной площадки, где в деятельностном режиме участники актуализируют этот метод, познакомятся с опытом наблюдения и оценивания компетентностей, принятым в известных корпорациях (ассессмент – центр), сделают выводы по применению метода педагогического наблюдения.

Организаторами были определены следующие цели площадки:

^ Стратегическая цель: освоение новой технологии оценивания компетентностей.

Тактическая цель: определение (вычленение) особенностей современного (компетентностно - ориентированного) педагогического наблюдения, как метода оценивания компетентностей.

^ Оперативная цель: согласование основных подходов к определению индикаторов педагогического наблюдения.

Каждый этап работы имел свою задачу, и они реализовывались последовательно.

На вводном этапе в беседе ведущим и участниками были согласованы цели и планируемые результаты события, определены роли, в которых выступают участники. После лекции специалиста ЦДиК «Камертон» Т.А. Замараевой участники сформировали представление о технологии «Ассессмент – центр», познакомились с понятийным аппаратом процедуры.

Ассессмент – центр как метод наблюдения и технология оценивания компетенций был структурирован в 3 упражнения:

Самопрезентация имела обучающий характер для всех участников площадки. Задачей этапа было актуализировать наблюдение как целенаправленный и осознанный процесс, определить индикаторы (критерии) для оценки уровня компетентностей, проявляемых в самопрезентации, договориться об их использовании здесь и сейчас. В целях соблюдения деликатности и такта организаторы предложили в качестве объекта наблюдения героиню фильма – персонаж дистанцированный, но конкретный. Просмотрев фрагмент фильма «Чего хотят женщины», проанализировав действия персонажа, участники площадки выделили вербальные и невербальные индикаторы уровней сформированности умений презентовать себя, явили результаты в беседе и согласовали их использование как участниками ассессмента, так и в оценивании степени их проявления экспертами - наблюдателями.

Упражнение «Слалом» было направлено на приобретение опыта целенаправленного наблюдения за деятельностью участников, на формирование индикаторов проявления профессиональных компетентностей со стороны экспертов, и с другой стороны на явление этих профессиональных компетентностей участниками ассессмента через формулировку проблемных ситуаций группам-соперникам и решение подобных ситуаций, которые поступили в собственный адрес. Работа проходила в жестком временном регламенте. По результатам этапа было организовано обсуждение произошедшего. Участники ассессмента проявили бóльшую активность, в обсуждении, нежели эксперты, т.к. их действия внутри упражнения тоже имели активный характер, кроме того, оценить себя, скорее на бытовом уровне, показалось проще. Эксперты оказались в более жесткой ситуации, когда в экспертном листе, который каждый должен был заполнить, были определены наблюдаемые компетенции, но не названы индикаторы, по которым эти компетенции должны быть оценены, как проявленные компетентности. Кроме того, ситуация оказалась диагностичной по поводу профессиональных компетенции педагогов. Ситуации, предложенные для разрешения, не содержали проблем, и, вообще, с большой натяжкой могли бы быть названы педагогическими. Это вызвало еще одно затруднение у экспертов: оценить то, что не было явлено.

Групповое упражнение должно было сформировать идеальную норму присущих профессиональному педагогу компетенций, определить дефициты, которыми обладают в этой связи реальные учителя и способы минимизации этих дефицитов. Работа была простроена в технологии развивающейся кооперации в жестких временных рамках. В итоге группы определили, прежде всего, перечень компетенций из категории ключевых, то, чего не хватает учителям Чайковского района, чтобы достичь этой нормы, и основные подходы к сокращению профессиональных дефицитов. Эксперты, продолжая наблюдение, оценили проявленность компетентностей в групповой дискуссии.

После окончания ассессмента развернулась реальная дискуссия об актуальности педагогического наблюдения. Участники подтвердили гипотезу организаторов о том, что в компетентностно – ориентированном образовании метод педагогического наблюдения становится (при грамотной организации и использовании) основой оценивания уровня развития компетентностей у школьников. Технология «Ассессмент – центр» может сделать этот метод более адаптированным к условиям образовательного процесса в современной школе.

Подавляющее большинство участников площадки шли на событие для того, чтобы развить свои профессиональные компетентности. Демонстрация довольно низкого уровня сформированности профессиональных компентностей во время ассессмента подтверждает имеющийся дефицит. Особенно остро ощущается недостаток в области аналитических и прогностических умений учителей. Необходима систематическая целенаправленная работа в формировании этих и других профессиональных компетенций. Для этого возможно адаптированное использование технологий из других сфер (из бизнеса и др.), которые позволяют решать подобные проблемы. Примерно половина участников площадки перспективно относятся к технологии ассессмента и выражают заинтересованность к ее адекватному использованию после соответствующего обучения процедуре. Это является признаком достижения целей, заявленных организаторами площадки.


^ Проектная площадка.

Приняли участие 58 человек. В том числе 40 – внешние эксперты, 6 авторов проектов, 5 – члены жюри, 5 – счетная комиссия, 2 – ведущие. Присутствовали гости из Березовского, Осинского, Пермского района, а также проректор по учебно-методической работе ПКИПКРО Фаязова А.Ф. Административный корпус – 25%, педагоги города – 60%, педагоги села – 6%, педагоги дополнительного образования 5%.

Площадка была направлена на решение следующих задач:

  1. Раскрыть творческий инновационный потенциал педагогов муниципальной системы образования и выявить содержательных лидеров.

Данная задача реализовалась. Изначально на конкурс было заявлено 9 проектов разной тематической направленности: управленческие проекты, педагогические проекты, в том числе и проект классного руководителя. Все проекты связаны с актуальными темами и достаточно грамотно оформлены (за исключением проекта СОШ № 10). В этой связи открылись новые имена педагогов (Бойкова Т.И. – ФСОШ, Богомолова Н.А. – СОШ № 7, Кузнецова Е.А. – СОШ № 11).

  1. Создать условия для формирования умений и развития навыков проектирования педагогами собственной образовательной деятельности.

Произошло наращивание проектных навыков как непосредственно авторов проектов (большинство из них обращались за индивидуальными консультациями в ЦИКТ). Часть педагогов пришли на площадку с целью получения представления, что такое инновационный педагогический проект. В ходе работы на площадке появилась мотивация и уверенность, в том, что они тоже могут стать участниками подобных конкурсов, поскольку идеи инновационные есть, не хватает умения их оформить. Ряд педагогов высказали пожелание продолжить традицию проведения данного конкурса. При анализе, участники отметили, что было создано условие для проявления экспертной позиции каждым. В связи с этим, отмечались многообразие рефлексивных акцентов. Двойная система оценивания – официального жюри и неофициального, и разная критериальная база, позволили осуществить деятельность по развитию навыков проектирования.

  1. Сформировать банк инновационных педагогических проектов для диссеминации опыта педагогов.

В связи с тем, что была отмечена высокая актуальность представленных проектов, поступило предложение - все проекты, заявленные на конкурс, поместить в банк. Все проекты вызвали живой интерес аудитории и желание изучить материалы данных авторов. Гости площадки особо отметили удачный подход к объединению педагогов не по предметному признаку. Обогащение содержательное происходило за счет погружения в проблемы вне зависимости от ступени обучения и преподаваемого предмета. Поступило предложение (от гостей) – сделать этот конкурс открытым для других территорий.

При общем подведении итогов площадки, как положительное было отмечено:

Среди отрицательных моментов:


«Спич без переводчика»

В работе площадки приняли участие 58 человек:

1. Ведущие - 2 человека (Стрелкова Л.Ф., методист ЦИКТ; Зинатова О.Р., зам. директора МОУ «Гимназия»).


2. Участники конкурса публичных выступлений – 8 человек:

- Беляев Михаил Анатольевич, учитель истории и обществознания Фокинской СОШ (тема выступления «Лекарство от бессилия»);

- Яковлева Надежда Георгиевна, зам. директора по УВР, учитель немецкого языка МОУ Гимназия (тема выступления «От компетентности – к культуре»);

- ^ Вяткина Елена Александровна, учитель начальных классов СОШ №7 (была заявлена тема выступления «Роль общественности в формировании ключевых компетентностей», а выступала с темой «Чему учат в современной школе?»);

- ^ Чемакина Маргарита Владимировна, учитель русского языка и литературы Марковской СОШ (тема выступления «О необходимости компетентностно – ориентированного образования»);

- ^ Аникина Ольга Николаевна, учитель музыки СОШ №4 (тема выступления «Урок музыки – урок жизни»);

- Акатьева Наталья Борисовна, учитель начальных классов Прикамской СОШ (тема выступления «Путешествие внутрь самого себя»);

- ^ Токарева Ольга Валентиновна, зам.директора по УВР, учитель математики СОШ №7 (тема выступления «Начинаем с себя»);

- Пьянков Виктор Юрьевич, учитель истории и обществознания СОШ №10 (тема выступления «Заходите к нам на огонёк»).

Из них:

зам. директора по УВР – 2 чел.;

учитель истории и обществознания -2 чел.;

учитель нач. классов -1 чел.;

учитель музыки -1 чел.;

учитель русского языка и литературе- 1чел..


^ 3. Основное жюри (представители непедагогической общественности) (далее просто ЖЮРИ) – 9 человек:

- Жуйкова Ольга Фёдоровна, зам. председателя управляющего совета МОУ

СОШ п. Марковский, специалист администрации городского поселения;

- ^ Кульсинова Марина Алексеевна, член управляющего совета СОШ№4;

- Паранин Дмитрий Викторович, специалист комитета по физкультуре и спорту;

- Половников Алексей Анатольевич, председатель управляющего совета МОУ

Гимназия;

- Романова Раиса Михайловна, директор краеведческого музея;

- Трубникова Алфия Гадылхановна, председатель микрорайона «Завокзальный»;

- ^ Шарова Людмила Анатольевна, член управляющего совета МОУ СОШ №11;

- председатель жюри – Северюхина Татьяна Александровна, заместитель начальника О и ПО Чайковского муниципального района.


^ 4. Независимое жюри (по регистрационному листу) -39 человек, из них - представители 21 образовательного учреждения Чайковского муниципального района: СОШ № 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 12, Марковской, Фокинской, Альняшинской, Букорской, Бурёнковской, Зипуновской, СОШОТ, вечерней, «Синтона», гимназии, районной детской школы искусств, ЦДЮТТ «Ютекс», МДОУ №17, а также представители Суксунского, Частинского, Очёрского, Губахинского, Еловского районов.

Всего: учителей – 22 человека; воспитателей – 2; социальных педагогов – 1, педагогогов дополнительного образования – 1, зам. директора по УВР и НМР – 6, директоров – 4, заведующих РМК и РМЦ – 3 человека.

Педагоги, принимавшие участие в конкурсе публичных выступлений, должны были в течение 5 –ти минут простым доступным языком объяснить представителям непедагогической общественности (жюри), что такое - компетентностно – ориентированное образование, проявить профессиональные педагогические компетентности.

Новым, необычным было то, что был проведён конкурс публичных выступлений педагогов на профессиональные темы, когда членами жюри явились представители непедагогической общественности. Педагоги имели возможность подготовиться к публичным выступлениям заранее, имели право сменить тему выступления. Один из участников, Пьянков В.Ю., в ходе конкурса сменил тему, выступил экспромтом, обратив внимание участников на проблемы реализации компетентностно – ориентированного образования, на необходимость нравственного воспитания учащихся.

^ В ходе работы площадки решены следующие задачи:

1. Личностный, творческий, инновационный потенциал педагогов раскрылся через актуализацию участия в публичных выступлениях.

2. Конкурс способствовал развитию профессиональных педагогических компетентностей.

3. Было создано пространство эффективного взаимодействия педагогов и представителей непедагогической общественности.


По мнению жюри, выступления конкурсантов были довольно интересными, разными по содержанию и форме (жанру): проповедь, рассказ – воспоминание, доклад, презентация, урок музыки и литературы, задушевная беседа, критика недостатков, политинформация.

Участникам публичных выступлений удалось донести до членов жюри понятия: компетентностный подход, компетенции, компетентности, ключевые компетентности, компетентностно – ориентированное образование, хотя в ходе отдельных выступлений возникала необходимость в более точном значении понятий компетенции и компетентности.

В анкете, которая была предложена жюри, отмечено следующее:

1) ^ На вопрос «Насколько полезным было для Вас участие в работе площадки «Спич без переводчика?», все ответили: «Очень полезно» и внесли следующие дополнения:

- «Очень полезным, так как меня волнуют дела, которые происходят в сегодняшней школе»;

- «В споре рождается истина, моменты дискуссии были очень полезными и интересными»;

- «Было интересно, из отдельных выступлений стало понятно, какие изменения нужны в школе и почему»;

- «Узнала очень много интересного о школе и учителях»;

- «Всестороннее рассмотрение проблем помогает понять суть».


2) Члены жюри закончили предложение «В ходе конкурса «Спич без переводчика» я понял(а)…» такими фразами:

- поняла, какие проблемы необходимо решить;

- хорошо, что педагоги не боятся говорить о недостатках, о проблемах;

- к сожалению, современная школа ещё недалеко ушла от традиционной;

- поняла, что во всём этом деле главное – ребёнок;

- поиск совершенствования не закончен;

- поняла, как важно научить детей правильно находить выход из любой ситуации;

- изменения в школе нужны.


3) В 3-ем пункте анкеты «Ваши замечания, предложения конкурсантам» - фразы: «Молодцы!», «Спасибо за вашу работу!», «Продолжать искать лучший подход к детям!».

4) В пункте 4-ом «Ваши замечания, предложения организаторам площадки» - пожелание чаще проводить подобные мероприятия («Продолжать в том же духе!), чаще приглашать представителей общественности на педагогические мероприятия.

В результате работы жюри, места в конкурсе публичных выступлений «Спич без переводчика» по решению непедагогического (основного) жюри распределились так:

- диплом I степени вручён ^ Акатьевой Наталье Борисовне;

- диплом II степени - Беляеву Михаилу Анатольевичу и Пьянкову Виктору Юрьевичу;

- сертификаты участия получили^ Токарева Ольга Валентиновна, Яковлева Надежда Георгиевна, Вяткина Елена Александровна, Чемакина Маргарита Владимировна, Аникина Ольга Николаевна.

По итогам независимого педагогического жюри победителем стал Пьянков Виктор Юрьевич (диплом I степени), отмечены выступления Беляева Михаила Анатольевича, Акатьевой Натальи Борисовны, Токаревой Ольги Валентиновны, Чемакиной Маргариты Владимировны, Аникиной Ольги Николаевны.


Каковы результаты рефлексии?

^ 1) Ответ на 1-й вопрос «Каков ведущий мотив посещения переговорной площадки?» дали:

- Рекомендация администрации – 9,2 %.

- Желание получить информацию – 56 %.

- Принять участие в обсуждении заявленной проблемы – 22,2 %.

- развить свои профессиональные компетентности – 16,6 %;


^ 2) Ответ на вопрос «Что из содержания и технологий, представленных на площадке, я могу использовать в своей деятельности?» в анкетах был отмечен опыт 2 –х учителей:

- из опыта Акатьевой Н.Б. - технологию проблемного обучения; обучение учащихся самооценке, самоанализу;

- из опыта Беляева М.А. - развитие самостоятельности детей при решении проблем.


^ Но исходя из голосования педагогического жюри следует, что педагоги возьмут для использовния в своей деятельности:

- из опыта работы Вяткиной Е.А. – формирование информационных и коммуникативных компетентностей учащихся;

- из опыта Яковлевой Н.Г. – перевод компетенций в культуру;

- из опыта ЧемакинойМ.В. – творческая деятельность учащихся, опыт осуществления эмоционально – ценностных отношений;

-из опыта Аникиной О.Н. - использование технологий, развивающих креативность учащихся; развитие духовной культуры через музыку;

- из опыта Токаревой О.В. - изучение предмета «Основы проектной деятельности» в 5- 8 классах, о социальных практиках;

- из опыта Пьянкова В.Ю. – важность нравственного воспитания учащихся.


^ Был и такой ответ на этот вопрос: «Я смогу всё, если захочу. Но захочу ли?».


3) Задание №3. Продолжение фразы «Я удивлена (удивлён) тем, что …» оказалось таким:

- ничем не удивлена – 5,5 %;

- удивлена что давно владею многими компетентностями – 5,5 %;

- владею некоторыми компетентностями – 5,5 %;

- владею компетентностями – 28 %;

- не владею компетентностями – 27, 5%;

5,5% участников ответили, что ещё только начали понимать, что такое компетентности;

^ 55, 6% участников не дали ответа на данный вопрос.


В ходе работы выявились дефициты, на которые необходимо обратить внимание:

- работа с понятиями «компетенция» и «компетентности» вызывают затруднения у ряда педагогов;

- у отдельных педагогов «западает» культура общения, отсутствует педагогический такт;

- недостаточная сформированность коммуникативной компетентности у некоторых конкурсантов;

- несформированность компетентностей у 27, 5% педагогов, работавших на площадке.

По итогам работы площадки «Спич без переводчика» следует отметить, что с позиций компетентностно – ориентированного образования состояние учительского потенциала довольно высоко. Опыт работы, представленный педагогами, интересен, заслуживает тиражирования. Возможно, некоторые цитаты из выступлений участников конкурса, представленные чуть ниже «зацепят за живое» и разговор, а может быть и дискуссия или дебаты, продолжатся.


«Виртуальный мир учителя»


В работе площадки приняли участие 60 человек ( СОШ №2, 4, 7, 8, 10, 11, 13, «Синтон», Гимназия, ВСОШ, СОШОТ, Б.Букор, Ваньки, Марковский, Фокинская, ДОУ№24, ЮТЕКС, специалисты ММС г.Красновишерска, г.Верещагино, г.Осы, п.Березовка), из них 14 выступающих. Большое количество участников мероприятия не позволило провести его в формате «переговорной площадки». Выступающие, за короткое время им отводимое, могли лишь очень быстро представить свое выступление. Но в каждом выступлении тема конференции (…от технологии к результату) была выдержана. Время на переговоры, диалог не оставалось. Такой режим работы напоминал работу секции. Но разнообразие видов деятельности (показ фильма «Реальные возможности виртуального мира», игра с понятийным аппаратом «Найди пару», выступления ведущего на погружение в виртуальный мир, выступления участников, построение кластера виртуального мира учителя, вручение выступающим буклетов с основными понятиями относительно виртуального мира) отличали работу на площадке от работы в секции. Таким образом, форма работы уже не секция, но еще не переговорная площадка.

При этом цель работы площадки (Презентация виртуального мира учителя, как ресурса для реализации компетентностно-ориентированного образования учащихся) была достигнута. Участники площадки смогли увидеть весь спектр виртуального мира учителя, его многообразие и разнообразие. Выступающие представили свой виртуальный мир ярко, полно, понятно. Повторяющихся выступлений не было. Даже трое выступающих по теме «Электронные дневники и журналы» смогли раскрыть эту тему по - разному, каждый со своей позиции. Дистанционное обучение учащихся, педагогов, администраторов школы, интернет-конкурсы для учащихся и учителей, участие в сетевых сообществах педагогов, сетевое взаимодействие учителя и учащихся, создание учителями собственных сайтов и другое – это то, что определяет виртуальный мир учителя. Этому способствовала предварительная работа с потенциальными участниками площадки и с заместителями директоров по УВР ОУ, как ответственных за качественное и содержательное выступление педагогов. Участники, заявившиеся на участие в площадке, были приглашены на одну из рабочих групп. Кроме того, что потенциальных участников посвятили в сценарий проведения работы площадки, были даны рекомендации по структуре и содержанию выступления, сделаны акценты на тему конференции и цель работы площадки. Предложенная педагогам возможность просмотреть презентационные материалы накануне конференции, не была использована. Поэтому качество презентаций (сочетание цвета фона и цвета шрифта, размер шрифта и др.) не соответствовало требованиям к оформлению презентаций.

Хотелось отметить не только разнообразие выступлений, но и то, что среди выступающих были разные категории педагогов: классные руководители, учителя начальных классов, учителя-предметники, заместители директоров по УВР. Более того, широк возрастной диапазон выступающих - от молодого педагога, до педагога зрелых лет. Это говорит о том, что информационные образовательные технологии прочно закрепились в педагогической общественности ЧМР.

На переговорной площадке педагоги своими выступлениями показали высокий уровень учительского потенциала с позиций компетентностно –ориентированного образования. На последних ежегодных практических конференции по ИКТ (2008 г.) педагоги не могли демонстрировать новый опыт, новые знания, часто повторялись. Им не хватало времени, чтобы себя «нарастить». За время двухлетнего перерыва в проведении таких конференций, произошло значительное приращение педагога в области информационных образовательных технологий. Мы увидели нового педагога, современного педагога (в рефлексивных листах на вопрос «Я удивлен(а) тем, что проявил(а) компетентности…» одна из участниц ответила: «Я этому не удивляюсь, это просто необходимо!»). Такому учителю хочется показать и передать свой опыт. Есть и такие учителя, которые хотят увидеть и принять опыт своих коллег в области информационных образовательных технологий (в рефлексивных листах на вопрос « Я удивлен(а) тем, что не проявил(а) компетентности …» одна из участниц ответила: «Очень отстала от современного мира!»). Этим и объясняется большое количество участников площадки и выступающих. В рефлексивных листах на вопрос «Каков ведущий мотив моего посещения переговорной площадки?» участники ответили:

Важно отметит, что в работе площадке приняли участие представители не всех ОУ (возможно, это связано с ограниченным количеством посадочных мест в аудитории). Вызывают тревогу отношение к происходящему со стороны администраций школ п.Буренка, п.Зипуново, с.Вассята, с.Уральского, с.Сосново, п.Прикамский, с.Альняш, №12. В этих ОУ процесс информатизации, внедрение информационных образовательных технологий желает оставлять лучшего.

В результате проведенного анализа, следует зафиксировать следующие предложения:

  1. В 2010-2011 учебном году провести муниципальную практическую конференцию для педагогов «ИКТ в образовании» или в рамках муниципальной методической конференции увеличить число площадок, секций относительно ИКТ.

  2. Ограничить (как?) число выступающих на площадке, секции для повышения эффективности и результативности.

  3. Опыт предварительной работы с потенциальными участниками использовать как положительный.

  4. Приглашать для участия в муниципальной конференции специалистов ММС, ММЦ других территорий для внешней оценки развития системы образования ЧМР.



^ 4-й этап – подведение итогов конференции.

Предполагалось обсуждение следующих вопросов:

  1. Анализ состояния учительского потенциала с позиций компетентностно-ориентированного образования (по итогам работы площадок).

  2. Определение перспективных направлений развития учительского потенциала (темы, идеи проектов для будущей Программы развития системы образования ЧМР)

  3. Подведение итогов конференции.

Несмотря на то, что пространство для обсуждения было организовано как для круглого стола, фактически возникло пространство противостояния ведущих и остальной аудитории. Сначала физически, а затем и содержательно. Участниками дискуссии стали только представители административного корпуса (завучи и директора) и единицы педагогов. Среди ведущих не оказалось представителя управления образованием, который бы нес позицию ценности будущей Программы развития системы образования ЧМР и качественного анализа всего учительского потенциала района. Это случилось по причине отделения группы гостей во главе с директором ЦИКТ Тюминой М.В. для проведения кулуарного анализа конференции. В связи с этим, обсуждение сузилось до уровня отношения отдельных персонажей к действиям на конференции, оценки, которая не связана с перспективами развития образования в нашем районе. Прозвучало несколько предложений в резолюцию конференции и ни одного в адрес будущей программы. Настораживают высказывания некоторых педагогов и руководителей, сомневающихся в ценности проектирования как такового и ценности компетентностно-ориентированного подхода в образовании. Несколько высказывания относились больше к организационным моментам, чем к содержательным, и носили характер претензий к гимназии (совершенно необоснованных) по поводу трудностей посещения событий конференции. Вместе с тем, были представлены позитивные высказывания по поводу работы площадок и проведенных уроков. Кроме того, высокую содержательную и организационную оценку в адрес конференции высказали наши гости в ходе внутреннего анализа. В связи с этим, следует учесть необходимость присутствия на подведении итогов авторов модели конференции и следование четким алгоритмам заданного жанра (круглый стол, дикуссия, дебаты и т.д.)


На основании всего изложенного выше анализа, можно сказать, что в целом конференция достигла того результата, на который была рассчитана – она задела за живое, не оставила равнодушным никого. Последействия конференции указывают на то, что технологии, представленные в ходе конференции востребованы и становятся актуальными для педагогов. Кроме того, мы смогли достойно представить свою территорию на уровне края и найти новых партнеров для будущего развития.


^ Управление общего и профессионального образования

администрации Чайковского муниципального района


Р Е Ш Е Н И Е

аппаратного совещания Управления О и ПО

Об итогах

муниципальной от 2.04.10

методической конференции.

Заслушав и обсудив выступление директора ЦИКТ Тюминой М.В., аппаратное совещание решило:

  1. Информацию принять к сведению.

  2. Учесть ошибки, выявленные в ходе анализа, при подготовке муниципальной методической конференции следующего года.

  3. Использовать предложения со стороны участников конференции при планировании следующего учебного года и проектировании Программы развития системы образования ЧМР.

  4. Создать электронную папку «Методическая конференция 2010», разместить ее на диске, выдать диски всем участниками, заплатившим оргвзнос.

До 25 апреля 2010 года Е.П. Колегова

  1. Подготовить и выдать в ОУ сертификаты участникам конференции, заплатившим оргвзнос.

До 25 апреля 2010 года методисты ЦИКТ

  1. Отредактировать резолюцию конференции на основе высказанных предложений и проведенного анализа

До 25 апреля 2010 года Герасина Н.Б.

  1. Довести аналитическую информацию об итогах конференции до сведения директоров ОУ

До 14 апреля 2010 года Тюмина М.В.

  1. Подготовить приказ «Об итогах конференции» с благодарностями в адрес активных участников конференции.

До 14 апреля 2010 года Стрелкова Л.Ф.

  1. Разместить на сайте Управления О и По аналитическую информацию по итогам конференции.

До 9 апреля 2010 года Запевалова О.В.





zanyatiya-shkoli-zavucha-analiz-raboti-metodicheskogo-kabineta-otdela-obrazovaniya-goroda-ust-kamenogorska-za-2010.html
zanyatoe-naselenie-chastnih-domohozyajstv-v-vozraste-15-64-let-po-polozheniyu-v-zanyatosti.html
zanyatost-i-bezrabotica-v-krizisnoj-ekonomike.html
zanyatost-naseleniya-i-ee-regulirovanie.html
zanyatost-naseleniya-razvitie-rinka-truda-programmi-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-krasnochetajskogo-rajona.html
zanyatost-studentov-i-trudoustrojstvo-vipusknikov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chto-delat-ko-podhoda-v-nomere-predstavleni.html
  • klass.bystrickaya.ru/41-accounting-gives-the-companys-management-the-information-to-evaluate.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/peke-slovarya-avtolyubitelya-ot-a-do-ya.html
  • reading.bystrickaya.ru/menyu-trebovaniya-predlagaemoe-posobie-schitaetsya-primernim-i-stavit-svoej-celyu-pomoch-vsem-tem-kto-rabotaet-v.html
  • institut.bystrickaya.ru/srednevekove-poryaz-stranica-38.html
  • crib.bystrickaya.ru/klassnij-chas-zhivi-lesnaya-krasavica.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-polzovatelya-stranica-6.html
  • control.bystrickaya.ru/c-perevod-n-butirina-v-stolbov.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochij-uchebnij-plan-po-specialnosti-russkij-yazik-i-literatura-s-dopolnitelnimi-specializaciyami-korrektura-teksta.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/1-mimesis-2-katarsis-test-po-kulturologii-kafedra-gumanitarnih-nauk.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-komponentov-prirodi-avstralii-7-klass.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-referatov-po-discipline-vvedenie-v-specialnost.html
  • studies.bystrickaya.ru/doklad-po-volokonnoj-optike.html
  • turn.bystrickaya.ru/pokazivayushie-i-samopishushie-manometri-vakuummetri-i-manovakuummetri-kurs-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-140104.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-filtraciya-dannih-v-sistemah-analiza-i-prognoza.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proizvedeniya-prudona-do-poslednego-vremeni-vsyo-eshe-u-nas-malodostupni-oni-ne-pereizdavalis-chut-li-ne-s-1919-goda-i-nikogla-ne-bili-vostrebovani-ni-vlas-stranica-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/byudzhetnaya-sistema-subektov-rf-analiz-oblastnogo-byudzheta-sahalinskoj-oblasti-na-2001god-chast-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lr-i-lrs-soderzhashie-dubilnie-veshestva-tannidi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-vozrastnie-osobennosti-semiklassnikov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-voprosi-dlya-samokontrolya-programma-disciplini-sociologiya-emocij-dlya-napravleniya-040200-62-sociologiya-podgotovki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istochnik-vdohnoveniya-sonetov-shekspira-ne-smuglaya-ledi-a-trubka-s-marihuanoj.html
  • literature.bystrickaya.ru/cink-i-volosi-zakoni-zdorovya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nacionalnaya-kuhnya-grecii-i-makedonii.html
  • education.bystrickaya.ru/21by-19082011-pozzhe-na-pensiyu-poluchi-bonus-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-19-avgusta-2011-goda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-7-obrabotka-fajlov-predikati-dlya-raboti-s-fajlami.html
  • reading.bystrickaya.ru
  • institut.bystrickaya.ru/statya-321.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-iz-proizvedenij-raznih-stilej-s-obyazatelnim-vklyucheniem-sochineniya-konca-xx-nachala-xxi-vv-hronometrazh-ne-bolee-15-minut-vozrastnie-kategorii-sootvetstvuyut-nominacii-pevci.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologiya-obshih-sposobnostej-izdanie-2-e-rasshirennoe-dopolnennoe-stranica-30.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/novij-poryadok-v-evrope-4-ekonomika-germanii-v-period-vejmarskoj-respubliki-i-fashistskoj-diktaturi-1919-1945.html
  • learn.bystrickaya.ru/etnopedagogicheskaya-napravlennost-doshkolnogo-vospitaniya-v-otechestvennoj-pedagogike-vtoraya-polovina-h-i-h-nachalo-hh-i-vv-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/strizhka-i-okraska-chast-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-.html
  • spur.bystrickaya.ru/legenda-o-dinozavre.html
  • testyi.bystrickaya.ru/47-fotografiya-rabochego-vremeni-frv-zadachi-i-soderzhanie-rabot-po-konstruktorskoj-podgotovke-proizvodstva-20.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.