.RU

Задание 4 - Методические рекомендации. И. П. Тикунова тренинг " Библиотека центр жизни местного сообщества". Рабочие...


Задание 4:
Составьте проект развития Вашей библиотеки сроком на один год, направленный на реализацию поставленных целей и задач. Подготовьте защиту проекта на 10 – 15 минут.

^ Проектная идея







Цель проекта




Задачи







Целевая группа (на кого рассчитан проект)






Основные мероприятия и их примерный график








^ Новые услуги для целевой группы




Ресурсы

  • информационные;

  • технологические;

  • интеллектуальные;

  • финансовые;

  • другие




имеющиеся:

необходимые:


Примерный бюджет и возможные источники финансирования (не конкретные цифры, а комментарии к предполагаемым доходам и расходам)








^ Ожидаемые результаты






Будущее проекта





Стратегическое планирование

На современном этапе формирования информационного общества одним из главных условий его успешного социально-экономического развития, становиться свободный доступ к информации для всех граждан. Информация важна для обеспечения разносторонней деятельности людей: для получения образования и для работы, для развития творческих способностей, для участия в жизни местного сообщества и т.д. Сделать информацию доступной для пользователя одна из важнейших социальных функции каждой библиотеки.

Организовать деятельность библиотеки в соответствии с современными потребностями населения поможет стратегический план развития библиотеки. Важность стратегического плана заключается и в том, что он позволяет объективно оценить ситуацию, в которой находиться библиотека и наметить пути ее дальнейшего развития, определив, что нужно сделать сейчас, что в ближайшем будущем, а что в течение нескольких лет.

В профессиональной литературе стратегическое планирование характеризуют как:


^ Как составить стратегический план?

Стратегическое планирование начинается с тщательного изучения ситуации, в которой находиться библиотека. Отправной точкой для подобного исследования, может стать метод SWOT–анализа, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и факторы угрозы для ее развития.

^ Элементы внутренней среды: сильные и слабые стороны. Сильные стороны - это присущие вашей библиотеке черты, которые делают ее сильной. Они служат основными механизмами устойчивого развития организации и являются фундаментом для новых проектов. Слабые стороны - это проблемы внутри организации, которые ограничивают ее развитие. На их преодоление должна быть направлена деятельность организации.

^ Элементы внешней среды: возможности и угрозы. Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации, в окружающей ее среде. Возможности - это обстоятельства, выявленные в ходе анализа внешней среды, которые библиотека может использовать для повышения собственной эффективности. Угрозы - это факторы, способные в будущем негативно сказаться на деятельности организации.

При составлении SWOT-анализа необходимо придерживаться следующих правил.

Правило 1. Необходимо понимать различия между элементами SWOT. Сильные и слабые стороны - это внутренние черты организации, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками внешней среды и неподвластны влиянию организации.

Правило 2. Будьте объективны и используйте разностороннюю информацию.

Правило 3. Нельзя поручать анализ одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии.

Правило 4. Избегайте в анализе пространных характеристик. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.

В ходе анализа можно использовать и другие методы, вошедшие в арсенал прогностической работы в библиотечном деле: моделирование, статистические, мониторинг, опрос сотрудников (персонал определяет, с какими проблемами столкнется в будущем библиотека в целом, их отдел и они сами). Главное для планирования необходимо осознать, "где библиотека находиться сейчас", что у нее не в порядке, какие удары ее могут подстерегать и как им противостоять, какие возможности следует использовать для дальнейшего развития.

На следующем этапе стратегического планирования важно продумать, что именно необходимо сделать, ответив на ряд вопросов:

  1. Что должно быть сделано? (Каковы ожидаемые результаты Вашей деятельности?)

  2. Когда, в какие сроки эта работа будет осуществляться? (Выбор оптимального времени проведения работ с учетом ситуации в районе.)

  3. Как эта работа будет осуществляться? (Последовательность всех предлагаемых действии.)

  4. Почему эту работу необходимо сделать? (Обоснование требования перемен.)

  5. Кто будет эту работу осуществлять? (Поиск и назначение организаторов и исполнителей.)

В ходе группового обсуждения выбираются наиболее реальные перспективы развития библиотеки, в соответствии, с которыми и составляется стратегический план.

В процессе работы, необходимо учитывать также основные принципы, положенные в основу деятельности по планированию:

Разумеется, каждая библиотека может иметь и собственные требования к составлению стратегического плана. Ключевыми процедурами стратегического планирования являются определение миссии библиотеки и стратегических целей.


Миссия.

В настоящее время под миссией принято понимать краткое, простое и доступное изложение основного общественного назначения библиотеки, на конкретном этапе ее развития. Миссия - это одновременно индикатор, по которому общество может судить о том, какую роль выполняет в нем библиотека, и критерий оценки библиотеки как социального института. Четко сформулированная миссия разъясняет, для чего собственно нужна данная библиотека данному сообществу. Она очерчивает сферу интересов организации на ближайшие годы и служит основой для других этапов планирования. В процессе обсуждения миссии создается идеал, к которому должна стремится библиотека. Правильно сформулированное определение миссии организации указывает, в каком направлении будет происходить ее развитие. Миссия обязательно должна быть зафиксирована письменно для того, чтобы донести информацию о библиотеке до ее сотрудников, пользователей и местной власти.

Примеры миссии.

Согласно принятой миссии разрабатываются стратегические цели и задачи деятельности библиотеки. Очень часто эти термины воспринимаются, как синонимы, но следует признать, что они не взаимозаменяемы; понятие "цель" – шире. Вначале ставится цель, а затем для ее достижения решается ряд задач. Приоритет в выборе тех или иных целей и задач диктуется местными традициями, потребностями и возможностями конкретной библиотеки.

Эффективность работы по планированию требует, чтобы миссия, цели и задачи были взаимосвязаны. Если не определена миссия, то цели и задачи могут "повиснуть в воздухе", а провозглашенная миссия без разработки целей и задач останется пустым звуком.

Стратегические цели являются "ключевыми" точками развития библиотеки, на которые приоритетно направляют интеллектуальные, кадровые, финансовые, материальные ресурсы и производят при необходимости организационно – структурные преобразования.


^ Характеристика целей и задач.

  1. Конкретность и измеримость. Они должны быть ясно сформулированы и понятны. Важно иметь цели, написанные точным, конкретным языком и носящие измеримый характер, чтобы в процессе осуществления плана развития библиотеки можно было оценивать его эффективность.

  2. ^ Ориентация во времени. Конкретный срок выполнения поставленных целей также является одной из характеристик их эффективности.

  3. Достижимость целей. Все поставленные цели должны быть реальными. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к непредсказуемым последствиям.

Исходя из стратегических целей, выделяются и конкретные направления (стратегия) развития библиотеки. Такие как:

Выбрав стратегию развития, руководство библиотеки разрабатывает план действий конкретизирующий, что, в какие сроки и кто должен делать. В процессе планирования необходимо также очертить круг обслуживаемых библиотекой пользователей и определить характер предоставляемых им услуг. Лучше всего начать с составления общего перечня всех возможных услуг, включая и те, которые пока не оказываются, а потом сокращать его до разумных пределов. В ходе этого процесса часто может оказаться, что новые виды услуг представляют большую ценность, чем существующие.

Если введение новых услуг требует инвестиций, то, следуя коммерческой практике, можно разработать бизнес–план, который предусматривает ожидаемые расходы и возможные доходы по годам.

Любой стратегический план должен быть реалистичным и достижимым. Следует учитывать, что теоретически все может выглядеть безупречно, но на практике потребуется затратить много времени и сил, а результат может только разочаровать. Поэтому, прежде чем начать реализацию плана, необходимо проанализировать его самим, либо пригласить для этого внешнего специалиста.


Литература:



  1. Жадько Н.В. Управление проектами для развития библиотек (Сборник материалов в помощь организации семинара) / Н.В. Жадько.- Тверь, 2000. – 40 с.

  2. Куштанина Л.И.Перспективное планирование: Актуализация проблемы / Л.И. Куштанина // Библиотековедение. – 1996.- №2.- С. 20 – 28.

  1. Куштанина Л.И. Стратегический план – ведущий инструмент управления библиотекой // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы конференции: Т.1.- Судак, Автономная республика Крым, Украина, 1997.- С.84 – 85.

  2. Паршукова Г.Б. Стратегическое проектирование деятельности библиотеки (Конспект лекций для библиотечных специалистов) / Г.Б. Паршукова.- Новосибирск, 2002.- 74 с.

  3. Проект «Управление процессом перемен»: Комплексная тренинговая программа для библиотечных работников. Вып.1: Методическая служба в условиях перемен / Брянская областная научная универсальная библиотека.- Брянск, 2000.- 124 с.

  4. Стратегическое планирование в библиотеке: теория и практика (по зарубежным источникам): Научно – реферативный сборник / Сост. и науч. ред. Л.И. Куштанина.- М.: Пашков дом, 1999. – 144 с. – (Российская государственная библиотека)

  5. Карр С. Д. Стратегическое планирование в библиотеках / С. Д. Карр // Библиотечно – информационный менеджмент: Сборник переводов. – М.: ГПНТБР, 1994. – С.12 – 32

  6. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента: Учеб.-практ. пособие / И.М. Суслова.-М.: “Издательство Либерея”,2000.- 232 с.



Библиотеки и местное самоуправление

vzyatochnichestvo-chast-2.html
vzyatochnichestvo-po-rossijskomu-ugolovnomu-zakonodatelstvu-chast-6.html
w-t-merzhanian-a-a-c-k38-tehnologiya-vina.html
warning328-pervaya.html
water-war-and-peace-kolihalova-o-a-makaev-v-v-k60-anglijskij-yazik-uchebnik-dlya-studentov-i-aspirantov-gumanitarnih.html
we-on-the-death-row-essay-research.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-evropejskogo-suda-po-pravam-cheloveka-rossijskoe-izdanie-2006-n-s-57-99.html
  • shpora.bystrickaya.ru/znanie-i-mnenie-problema-obosnovannosti-znanij-chast-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/lichnij-professionalnij-plan-kak-element-professionalnogo-samoopredeleniya-psihologicheskoe-soprovozhdenie-vibora-professii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tretij-etap-20042010-godi-predusmatrivaet-osvoenie-tehnologij-postindustrialnogo-tipa-i-aktivnoe-vhozhdenie-rossii-v-mirovoj-rinok.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekzogennie-geologicheskie-processi-na-yuge-ivanovskoj-oblasti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/morton-dzhon.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovet-po-tihookeanskomu-ekonomicheskomu-sotrudnichestvu-stes-doklad-ostrategii-razvitiya-mezhdunarodnih-i-vneshneekonomicheskih.html
  • desk.bystrickaya.ru/po-literature-na-temu-satira-v-proizvedeniyah-chehova-i-saltikova-shedrina.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-obsheobrazovatelnogo-liceya-7.html
  • college.bystrickaya.ru/2-avgusta-pereval-kardung-la-vihod-na-marshrut-gimalajskimi-tropami.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-uzbekistan-29-08-1996-g-n-265-i.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sintez-i-svojstva-reagentov-na-osnove-polivalentnogo-ioda-sootvetstvuyushih-koncepcii-zelenaya-himiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-raschet-vc-chast-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-zaklyuchenie-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-nacionalnij-fond-podgotovki-kadrov-rossijskij-universitet.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-professionalno-cennostnih-orientacij-budushih-specialistov-socialnoj-raboti-v-vuze-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/chto-takoe-emocii-i-kak-oni-raskruchivayutsya.html
  • college.bystrickaya.ru/25-osnovnie-principi-postroeniya-territorialnih-ais-informacionnie-tehnologii-upravleniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shablon-rabochej-programmi-disciplini-modulya-dlya-podgotovki-magistrov-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-1-filosofiya-ee-predmet-i-sushnost-stranica-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33-osobennosti-podgotovki-i-oformleniya-otdelnih-vidov-dokumentov-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-fgbou-vpo.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-filosofiya-yazika-glava-rassuzhdenie-kritika-osnovanij.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/travmatologicheskoe-otdelenie-egorevskaya-centralnaya-rajonnaya-bolnica.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-2-podgotovka-moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na-donu-ekaterinburg-samara.html
  • writing.bystrickaya.ru/marketing-marketingovie-issledovaniya-rinka-stimulirovanie-sbita-chast-9.html
  • turn.bystrickaya.ru/ou-ntizheler-zhmis-trler.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-12-normi-prava-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-030501-yurisprudenciya-080107-nalogi-i-nalogooblozhenie.html
  • books.bystrickaya.ru/ellen-barri-the-los-angeles-times.html
  • learn.bystrickaya.ru/gazeta-stroitelnij-vestnik-dona-4-2010-god.html
  • college.bystrickaya.ru/3-nacionalnie-resursi-i-usloviya-perehoda-k-ustojchivomu-razvitiyu-koncepciya-nacionalno-j-st-r-ategii-usto-j-chivogo.html
  • institut.bystrickaya.ru/statisticheskij-otchet-stranica-4.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-respublikanskom-intellektualno-tvorcheskom-konkurse-flot-v-sudbe-rossii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/velikobritaniya-sever-i-yug-prodolzh.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-45-mir-bez-granic-sajmon-klark-noch-triffidov.html
  • books.bystrickaya.ru/dokumenti-soderzhashie-informaciyu-finansovo-ekonomicheskogo-haraktera-instrukciya-dlya-uchastnika-razmesheniya-zakaza.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolni-e-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-voskresensk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.