.RU

«Засучили рукава» - Программа экологического образования детей дошкольного возраста


МАЙ


Тема 1. «Засучили рукава»

Цель: уточнить преставления о деятельности взрослых и детей в саду и огороде весной (перекопка земли, посадка рассады). Воспитывать желание трудится, выращивать растения своими руками.

^ Экологические связи: снег растаял - теплая земля – посевы.

Словарь: росток, растение, лист, корень, почва, полив, огород, клумба.

Материал: рассада цветов, лейка с водой, картина «труд людей весной на огороде»

^ Методические приемы: практическая деятельность, опытническая работа.

Художественное слово:

А.Усачев «Лейка»

Если лейка воду льет, дождик маленький идет ...

- Ловко нас полили, радуются лилии.

Лейка! Просит лютик, мой полейте кустик,

Ландыш просит: Лейка! И меня полей-ка.


И. Винокуров «Зернышко»

Ты не клюй меня дружок, голосистый петушок

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких как я, будет целая семья.


Тема 2. «Кто живёт на дереве»

Цель: дать понятие детям о том, что дерево является домом животных (белка, птицы, насекомые), где они спасаются от врагов, строят себе гнезда, находят еду, общаются между собой. Воспитывать бережное отношение к деревьям, понимая то, чем они являются для животных.

^ Экологические связи: сосна - «дом» белки, дятла, синицы, насекомых; береза, ива - сорока, воробей, насекомые

Словарь: божья коровка, муравьи, гусеница, дятел, бельчата.

Материал: Макет дерева, картинки белки, птиц, насекомых.

Методические приемы: моделирование ситуации, художественное слово:

И. Токмакова «Радостный день»

Радостный, радостный, день, день, день!
^ Солнышко, солнышко, тень, тень, тень!
Лес полон песенок, весь, весь, весь!

Здесь наша Родина, здесь, здесь, здесь!
Воду ручейную пьем, пьем, пьем!
Гнездышки, гнездышки вьем, вьем, вьем!


Тема 3. « Ласковое солнышко»

Цель: дать понятие о солнце - как о небесном светиле, которое освещает все вокруг и согревает растения, животных, землю, воду. Учить радоваться ясному деньку, теплому солнечному лучику.

^ Связи: солнце - светло - тепло

Словарь: солнце, свет, тепло.

Материал: альбомные листы, краски.

Методические приемы: беседа, рисование, подставить ладошки солнечным лучам, почувствовать их тепло.

Тема 4. «Собираясь на прогулку в лес»

Цель: уточнить понимание детей того, что такое лес и какой он бывает, о том, какие деревья растут в лесу (хвойные, лиственные). Обратить внимание на красоту растений, их разнообразие. Отметить, что среди деревьев и трав в лесу живут многие животные. Побеседовать о поведении человека в лесу.

^ Связи: дерево - «дом» птички, насекомого, белочки , трава - «дом» кузнечика.

Словарь: лес, тропинка, дерево (ель, береза, сосна, осина), муравейник, гнездо.

Материал: видеозапись, модели, экологическая пирамида.

Методические приемы: беседа, просмотр, кино - и видеозаписей, обсуждение, моделирование.


^ Содержание совместной деятельности

педагога с детьми средней группы


I. Раздел «Дом, в котором я живу»

1. «Экскурсия в экологическую лабораторию»

2. «Как мы строили дом для щенка»

3. «Чудеса на кухне»

4. «Куда выбросить фантик?»

II. Раздел «Условия жизни на Земле»

1. «Веселый весенний дождик»

2. «Солнечный зайчик»

3. «Ветер по морю гуляет» (воздух)

4. «Твердая вода» (вода- лед)

5. «Можно ли песок назвать богатством»

III. Раздел «Растения вокруг меня»

1. «Какая почва нужна растению»

2. «Почему опали листья»

5. «Зимний сад» (комнатные растения)

6. «Когда семечко проснется?»

7. «Аленький цветочек» (растения и художественные образы)

VI. Раздел «Животные в экосистемах»

1. «Осенние заботы» (поведение животных осенью)

2. «Кто как спасается от холода»

3. «Следы на снегу»

4. «Кошка на окошке»

5. «С днем рождения, бельчонок!»

6. «С возвращением, ласточка!»

V. Раздел «Ритмы природы»

1. «Смена дня и ночи»

2. «Наступило утро» (суточная активность человека, животных, растений)

3. «Как я вырос за лето» (времена года)

4. «Песня сосульки» (признаки весны)

VI. Раздел «Природные комплексы»

1. «Прозрачное озеро» (экосистема озеро)

2. «Обитатели леса» (экосистема лес)

3. «Если хочется пить» (экосистема пустыня)

VII. Раздел «Я живу на планете Земля»

  1. «Экскурсия в мини- планетарий»

2. «Почему Луна бывает разная?»

3. «Звездочки - соседки» (созвездия на ночном небе)

4. «Земля - живая планета»

VIII. Раздел «Я – часть природы»

1. « Умелые ручки» (творческие способности у человека)

2. «Чей я слышу голос?»

3.»Уши слышат, глаза видят, а нос?»

4. «Как согреть руки»

5. «Зоркие глазки»


План работы по экологическому воспитанию

с детьми средней группы


СЕНТЯБРЬ:

Тема 1. «Экскурсия в экологическую лабораторию»

Цель: обсудить с детьми вопрос о том, какие птицы живут в экологической комнате (канарейка, волнистые попугайчики). Отметить появление новых рыбок в аквариуме, учить замечать среди рыб взрослых и мальков, разнообразие окрасок у них. Помочь детям находить и видеть красоту декоративнолиственных и красивоцветущих комнатных растений.

^ Экологические связи: корм для рыбок в аквариуме - червячки, кусочки мяса, сухой корм; пища для улиток - зеленый налет на стенках аквариума.

Словарь: малек, фиалка, бальзамин, хлорофитум.

^ Методические приемы: совместная деятельность педагога с детьми: рассматривание, полив, кормление животных, птиц, рыб

Художественное слово:

На качелях- стебельках детки малые сидят,

мой зеленый ... (хлорофитум) удивляет всех подряд.

2. Сансевьера - « Щучий хвост», в Южной Африке растет.

Листья длинные в полоску, словно щучии хвосты,

Только плавать нам не просто, мы не рыбы, а цветы.


Тема 2. «Как я вырос за лето»

Цель: уточнить понятие детей о смене времен года (зима, весна, лето, осень). Побеседовать с детьми о прошедшем лете. О том, как и где отдыхают взрослые и дети летом (загорают, купаются, ходят босиком по травке, земле). Учить детей видеть закономерности изменений ритмов природы.

^ Связи: яркое солнце - теплый воздух, вода

Словарь: времена года, отдых, купание, природа.

Материал: картины о лете; купающихся, загорающих людей, ростомер.

Методические приемы: беседа, рассматривание картин, практическое измерение роста детей при помощи ростомера.

Художественное слово:
^ З. Александрова
Возле речки детский сад, Одинаковые все, кружат по лужайке

На лугу ромашки ... Голубые трусики, беленькие майки.

Сорок маленьких ребят Мы купаться побежим,

голышами ляжем.

Бегают в пятнашки. Ветер, ты посторожи

трусики на пляже!

По дороге побеги, Ветер дунул, обманул –

и летят, как чайки,

Побеги поймай- ка Голубые трусики, беленькие майки.

Голубые трусики, Кто поймает всех скорей?

Беленькие майки! Ну-ка, без оглядки! ...

Мы приехали сюда, Распугали пескарей озорные пятки

Ходим за цветами. Ух, поймали.

Солнце, воздух и вода. На кусты сели сохнуть стайкой

На прогулках с нами. Голубые трусики, беленькие майки


Тема 3. «Экскурсия в мини-планетарий»

Цель: познакомить детей с понятиями: карта, макет. Рассмотреть «карту мира для малышей», макет Солнечной системы, найти на нем Солнце, Землю, Луну. Прививать желание узнавать новое, расширять словарный запас.


^ Словарь: карта, макет.

Материал: игрушка «Разноцветик», карта мира для малышей, макет Солнечной системы.

Методические приемы: практическая деятельность, рассматривание экспонатов мини-планетария.


Тема 4. «Солнечный зайчик»

Цель: знакомить детей с явлениями окружающего мира, расширять их представление о свойствах света (отражается, нагревает предметы). Воспитывать понимание того, что свет - это главное в жизни живых существ.

^ Экологические связи: свет в окне - растение повернулось к свету, солнечный луч - теплый камень

Словарь: солнце, свет, луч, рассвет.

Методические приемы: рассказ воспитателя, сравнить наощупь нагретый солнцем подоконник и стенку в тени. Игра «Солнечные зайчики» С.И.Теплюк

Описание игры:

К нам прискакал в гости веселый, солнечный Зайчик. Радуется и пляшет. И мы поиграем вместе с ним.

Скачут побегайчики - солнечные зайчики.

Прыг! Скок! Вверх- вниз- вбок! (дети пытаются поймать солнечного зайчика)

Прыг! Скок! Вверх- вниз- вбок!

Прыг, прыг, по углам.

Были там - и нет их там. (Дети включаются в игру)

Где же побегайчики - солнечные зайчики?

^ ОКТЯБРЬ


Тема 1. «Осенние заботы»

Цель: расширять представления детей о том, как изменяется поведение животных со сменой времени года (наступление осени - запасы белки, бурундука на зиму, исчезновение насекомых, отлет птиц). Воспитывать наблюдательность.

^ Экологичесике связи: зимой корма нет - белка запасает сосновые шишки, грибы; мухи, пауки спрятались – улетели птицы, которые ими питаются.

Словарь: запасы животных, отлет птиц.

Материал: картины животных в разное время года.

^ Методические приемы: исследования - выстраивание экологических цепочек, убрать один из элементов - что будет? Чем его заменить? Как изменяется жизнь животных, птиц?

Художественное слово:

В.Степанов

Птиц провожают в дорогу леса,

Долгое эхо летит в небеса.

Птиц провожают в дорогу луга,

Выросли травы в большие стога.

Даже вслед им как будто крылом

Пугало машет пустым рукавом


С.Козлов «Белка»

Маленький зверек с пушистым хвостом

На высоком дереве выбирает дом.

В дупле, в тепле зимою живет,

Собранные летом орешки грызет.


Тема 2. «Почему опали листья?»

Цель: дать понятие о роли тепла в жизни растений. Уточнить понимание детей о том, как приспосабливаются растения к изменению температуры окружающей среды (при понижении температуры сбрасывают листву, замедляют рост). Развивать эстетическое восприятие природы.

^ Экологические связи: похолодало - береза, осина, тополь сбросилди листву.

Словарь: сбрасывание листвы, листопад.

Материал: опавшая листва, картина деревьев (ели, сосны, березы)

^ Методические приемы: исследования, сравнительный анализ, художественное слово, загадки.

С.Козлов «Осень»

«... в эту осень лис не рад,

В эту осень листопад

Рыжим огненным хвостом

Заметает лисий дом.

И кружатся литься, листья,

Будто лисы, лисы, лисы.

Даже старая лиса

изумилась: «Чудеса!

Где лисенок? Где лисенок?-

Ушки, хвостики, глаза!»


« Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки, сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели»

/Дерево/


Тема 3. «Зоркие глазки»

Цель: дать детям представление о том, что с помощью зрения человек и животные способны воспринимать информацию об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к собственным глазам и глазам другого человека.

^ Логические связи: зоркие глаза ястреба - пойманная мышь.

Словарь: зрение, видеть, смотреть, глаза.

Методические приемы: знакомство с органами зрения, беседа, игровая ситуация,

Художественное слово:

.....Тут закрыла Катя глазки -

Чудеса! Как будто в сказке!

Снова ночь! Вокруг темно!

Все пропало - и окно,

И кровать и одеяло,

Ничего не видно стало!

Катя глазки открывает:

Все на месте! День сияет,

За окошком - дом большой

И трамвай на мостовой.

Догадалась Катя вдруг:

Глазки видят все вокруг!

Ну, а если их закрыть -

В темноте придется жить.

( С.Волков, «Азбука здоровья» Омега, 1998).


Тема 4. «Можно ли песок назвать богатством?»

Цель: познакомить детей с некоторыми природными ресурсами Томской области: водой, глиной и песком, закрепить понятия об их свойствах. Дать понятие о значимости этих ресурсов для природы и для человека. Воспитывать экономное отношение к использованию природных богатств.

^ Экологические связи: глина, веточки, пух - гнездо ласточки. Ласточки используют для постройки гнезда то, что имеется в месте их обитания, например - глину.

^ Словарь: песок сыпучий, глина, пляж.

Материал: стакан с водой, песок, глина, выставка Богашевской керамики.

Методические приемы: опытническая работа –выявление свойств песка, глины. Рассказ воспитателя о том, как используют эти свойства люди. Демонстрация изделий мастеров Богашевского завода керамических изделий.

Художественное слово:

zayavki-predstavlennie-na-konkurs-grantov-gubernatora-oblasti-na-razrabotku-nauchno-issledovatelskih-proektov-stranica-4.html
zayavki-predstavlennie-na-konkurs-grantov-gubernatora-oblasti-stranica-3.html
zayavkoj-na-izobretenie-poleznuyu-model-programmu-dlya-evm-bd-tims.html
zayavleni-e.html
zayavlenie-gosudarstvennoj-dumi-v-svyazi-s-gibelyu-grazhdanina-rossijskoj-federacii-i-zahvatom-rossijskih-specialistov-v-respublike-irak-10-maya-2004-goda.html
zayavlenie-i-zhaloba-kratkij-konspekt-lekcij-2009-g-batichko-v-t-prokurorskij-nadzor-konspekt-lekcij-2009-g.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-specialista-v-oblasti-organizacii-distancionnogo-obucheniya-po-razrabotke-web-sajta-moskva.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lekciya-8-koncepciya-urovnej-biologicheskih-struktur-i-organizaciya-zhivih-sistem.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vitamini-i-minerali-ih-rol-i-znachenie-v-organizme-cheloveka.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dokumenti-obyazatelnie-dlya-trudoustrojstva-vo-vremya-prohozhdeniya-voennoj-sluzhbi-i-posle-uvolneniya-s-nee.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nekotorie-osobennosti-rassledovaniya-prestuplenij-svyazannih-s-dorozhno-transportnimi-proisshestviyami-chast-8.html
  • urok.bystrickaya.ru/predmetnij-mir-v-romane-goncharova-oblomov.html
  • urok.bystrickaya.ru/postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-30-iyunya-2007-g-419.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-v-stasov-v-19-i-v-nachale-20-vekov-russkimi-hudozhnikami-bila-sozdana-galereya-obrazov-velikih-deyatelej-otechestvennoj-kulturi-lic-dorogih-nacii-po-krilatomu-virazheniyu-i-repina-vetoj-galeree-zametnoe-mest.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iiisistema-prostranstvenno-vremennih-koordinat-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-institutov-kulturi-i.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/makroekonomicheskie-pokazateli-v-nacionalnoj-ekonomike.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informaciya-o-dopolnitelnom-obrazovanii-analiz-raboti-mou-sosh-44-za-2007-2008-uchebnij-god.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernij-perechen-voprosov-k-ekzamenu-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-lic-s-narusheniyami-zreniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoriya-i-tehnologiya-modulirovannih-sistem.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obosnovanie-prioritetov-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respublik-severnogo-kavkaza-metodologiya-i-praktika-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-regionalnaya-ekonomika-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lyudi-ne-sekond-hend-24-27-maya-i-mezhdunarodnij-kinofestival-pravoslavnij-palomnik-moskva-38.html
  • credit.bystrickaya.ru/ozhidaemie-rezultati-pasport-programmi-naimenovanie-programmi-protivodejstvie-narkotizmu-borba-s-nezakonnim.html
  • notebook.bystrickaya.ru/individualnij-predprinimatel-primenyaet-usn-na-osnove-patenta-v-otnoshenii-deyatelnosti-po-remontu-i-stroitelstvu-zhilya-i-drugih-postroek.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-tema-lizhnij-sport-v-germanii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vershina.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-sostavleno-na-osnove-obyazatelnogo-minimuma-soderzhaniya-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-po-anglijskomu-yaziku.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-buhgalterskomu-balansu-za-2010-god-svidetelstvo.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-v-mihel-metafizika-v-poiskah-svoih-osnovanij-stranica-7.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/9bvologda-prifrontovaya-v-povesti-a-v-petuhova-vragam-ne-budet-pokoya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-zashitnika-v-processe-dokazivaniya-pri-proizvodstve-rassledovaniya-po-ugolovnomu-delu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tyumenskij-gosudarstvennij-neftegazovij-universitet-spravochnik-abiturienta-po-napravleniyam-podgotovki-i-specialnostyam-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-dorogie-druzya-stranica-10.html
  • composition.bystrickaya.ru/opublikovano-v-novosti-iskusstvennogo-intellekta-1996-4-s-40-84-stranica-4.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-v-gurov-osnovi-organizacii-vichislitelnih-mashin-stranica-8.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-httpwwwrabkorruinterview-proekt-gazet-a-zaporozhskaya-sech-zs.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-stranica-14.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obshie-voprosi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42trebovaniya-k-funkciyam-zadacham-vipolnyaemim-sistemoj-tehnicheskoe-zadanie-gosudarstvennij-kontrakt-ot-04.html
  • knigi.bystrickaya.ru/richard-bendler-dzhon-la-vall-tehnologiya-ubezhdeniya-sankt-peterburg-prajm-evroznak-moskva-olma-press-2004-bbk-88-53-stranica-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-tretya-sociologiya-ogyusta-konta-sem-lekcij-po-istorii-sociologii-gofman-a-b.html
  • essay.bystrickaya.ru/egrinina-rusia-anikeeva-n-e-n-anikeeva.html
  • control.bystrickaya.ru/chem-osvetit-nashe-svetloe-budushee-gosduma-rf-monitoring-smi-24-aprelya-2008-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.