.RU

«Здоровьесберегающая деятельность учителя при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на примере уроков физики»


Чуриков Михаил Александрович

Сведения об авторе:

учитель физики

МОУ «Сузунская СОШ №1»

р.п. Сузун, Сузунский район


«Здоровьесберегающая деятельность учителя при организации


обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на


примере уроков физики»


«Тысяча вещей необходима здоровому, и только одна

больному: здоровье», - И. Вильдо.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье всегда считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья и радости человека. В настоящее время здоровье становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, статья 51 Закона РФ «Об образовании» предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ни для кого не секрет, что вопросы здоровьесбережения сегодня являются приоритетными в школьном образовании.

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении Сузунского района «Сузунская средняя общеобразовательная школа №1» 5% обучающихся имеются ограниченные возможности здоровья и 18% с хроническими заболеваниями. Поэтому, естественно, возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье ребенка.

Как учитель, считаю необходимым вводить вопросы сохранения здоровья не только в процесс обучения, но и в содержание учебных предметов. Это позволит углубить получаемые знания, осуществить межпредметные связи, научить видеть то, что может причинить вред здоровью в окружающей среде, сформировать потребность постоянно заботиться о своем здоровье.

Учебный предмет физика (по мнению А. Эйнтштейна – «самый идеальный полигон для тренировки ума») по степени сложности среди школьных предметов занимает одно из ведущих мест, естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные психоэмоциональные, интеллектуальные и даже физические нагрузки, поэтому требуется правильная организация уроков физики. Практически, любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Например, профилактика детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. При изучении разделов программы по физике в 7 - 9 классах обязательно рассматриваю вопросы, касающиеся здоровья.

Например, при изучении темы «Электрические и магнитные явления»:

Тема уроков

Вопросы здоровьесбережения

Электростатика

Электричество вредно или полезно?

Электрический ток

Как оказать помощь при поражении человека электрическим током?

Электромагнитные явления

Какие требования охраны труда должны соблюдаться при использовании электрооборудования?

Электромагнитное поле

Как влияет электромагнитное поле компьютера на здоровье человека?

Электромагнитные излучения

Как влияют электромагнитные излучения на живые организмы?


Сохранять и укреплять здоровье учащихся помогают современные образовательные технологии: личностно-ориентированные, сотрудничества, развивающего обучения, уровневой дифференциации обучения.

Любой материал для детей с особыми образовательными потребностями предлагаю основывать на трёх принципах: предметности, наглядности, коррекционно-развивающей направленности. Под предметностью понимаю организацию обучения таким образом, чтобы изучаемый объект был по возможности воспринят всеми органами чувств ученика: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Наглядность преподавания предполагает использование на уроке различных вариантов изобразительных средств: рисунки, таблицы, схемы, перфокарты, разборные модели, ТСО. Коррекционно - развивающую направленность предусматриваю, как включение в урок специальных упражнений, предполагающих развитие высших психических функций ребенка: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления.

Детей с ОВЗ условно разделяю на две группы: с ограниченными физическими возможностями здоровья и с особенностями психического развития.

Для изучения программного материала и достижения положительного результата здоровьесберегающего обучения к каждой группе детей я более тщательно подбираю соответствующие формы, методы и приемы подачи материала.

Для детей с психическими ограничениями здоровья применяю:

- для профилактики переутомления, с учетом замедленной врабатываемости учащихся, структуру занятий, его план и логику, преемственность этапов и последовательность включения детей в задания и упражнения строю по степени нарастающей сложности, переходя от одного этапа урока к другому, подвожу итог данного этапа и уточняю цель последующего;

- для объяснения сложно воспринимаемых тем, понятий ученикам с особенностями в развитии предлагаю инструкционные карточки с описанием пошаговых действий;

- использую объяснение материала дважды, сначала на научном языке, потом с опорой на наглядность; там, где возможно - связываю материал с реальной жизнью;

- задания подбираю с опорой на несколько анализаторов, то есть, чтобы ученики не просто считали, писали, отвечали, но и делали это с включением в активную работу психологических функций; для этого использую аудио-учебники или презентации;

- применяю использование маркеров для выделения информации, что помогает концентрировать внимание на важной информации;

- так как дети с ОВЗ плохо ориентируются в учебной задаче, применяю четкое разъяснение заданий, акцентирование внимания на задании, использование указаний, как в устной, так и в письменной форме, поэтапное разъяснение заданий;

- раздаточный иллюстрационный материал использую яркий, четкий, предъявляю его горизонтально, т.к. при его наклоне увеличивается время восприятия;

- для детей с интеллектуальным недоразвитием предлагаю наглядность схематичного плана, то есть рисунки, которые поэтапно воссоздают объект, последовательно рисуются на глазах учащихся, сопровождаются моим рассказом;

- использую демонстрацию уже выполненного задания (например, решенная задача);

- материал подбираю не упрощенный, но доступный, где по возможности осуществляется связь с реальной жизнью;

Для детей данной группы не рекомендую использовать состязательные формы урока, а так же задания в виде кроссвордов, ребусов.

Для детей с физическими ограничениями здоровья:

- учитываю возможность передвижения, физических действий, ведущий канал восприятия информации;

- интенсивность урока соответствует возможностям учащихся, учитывается динамика активности учебного поведения, утомляемость;

- предлагаю учащимся список вопросов для обсуждения до чтения текста, указание номеров страниц для нахождения верных ответов помогает ориентироваться в тексте;

- использую сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;

- предоставляю дополнительное время для завершения задания, для сдачи домашнего задания;

- предлагаю альтернативу объемным письменным заданиям (например, устное сообщение по обозначенной теме), использую листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

- обеспечиваю школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или своими записями, обеспечиваю учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске, разрешаю использовать диктофон.

Также выделяю общие для двух выделенных мною групп детей рекомендации организации здоровье сберегающего урока:

- для развития познавательного интереса, учебной мотивации на уроках физики применяю разнообразные, друг друга дополняющие формы и методы обучения (урок, консультация, факультатив, доклад, беседа, практические задания);

- осуществляю смену видов деятельности учащихся на уроке и тем самым реализую охранительный режим обучения;

- использую методы стимулирования интереса выполнения задания: (положительное подкрепление, публичное оглашение достоинств, поддержка, содействие);

- использую различные методы и приемы поощрения: хвалю не личность, а реальные успехи, считаю, что пользу похвала приносит, если не вступает в противоречия с чувствами ребенка. Предоставляю ребенку возможность самому судить о сделанном, использую невербальные средства поощрения (кивок, жест, аргументированное одобрение «особенно мне понравилось»);

- наказание - это важный метод стимулирования деятельности, но считаю, что оно не должно вредить здоровью, не допускаю унижения личности, каждое новое наказание вне связи с прошлым: краткое выражение несогласия «ты уверен, я сомневаюсь», аргументированное замечание.

Профессионализм учителя важен для каждого ребенка, а для детей с ОВЗ тем более, т.к. они более чувствительны, ориентированы на реакцию взрослого. Поэтому считаю, что очень важны: внешний облик, манеры, темп ведения урока, грамотное владение учебным материалом, уважительное отношение к ученику, обращение к нему только по имени; доброжелательный тон, толерантное отношение, умение реагировать на высказывания учащихся, проявлять оптимистический настрой, умение слушать и слышать собеседника, самоорганизация и саморегуляция, уверенность, собранность, педагогическая находчивость, инициатива, умение учитывать проявление активности, сосредоточенности и устойчивости внимания, прилежание, наличие или отсутствие интереса, работоспособность учащихся.

Отследить результаты работы над сохранением здоровья только на одном предмете сложно, потому что по-настоящему эффективной она может быть при общей системной работе всего педколлектива. И все же становятся очевидными следующие показатели:

- увеличивается период работоспособности ребенка, реже проявляются признаки утомления;

- проявляется и поддерживается заинтересованность в выполнении заданий;

- преобладают положительные эмоции после урока;

- осваивается программа обучения в соответствии с особенностями здоровья;

- полученные знания по здоровьесбережению применяются в повседневной жизни.

zvukoizolyacionnie-materiali-obshie-svojstva-stroitelnih-materialov.html
zvukotehnicheskij-kompleks-kpu-posobie-adresovannoe-studentam-institutov-kulturi-mozhet-bit-poleznim-dlya-uchashihsya.html
zvukovaya-skazka.html
zvukovie-kolebaniya-v-prirode-i-tehnike.html
zvukovie-volni-vospitanie-chuvstva-prekrasnogo-gurova-larisa-pavlovna-uchitel-fiziki-mou-sosh-9.html
zvukovoe-vospriyatie-chelovekom-pravovie-i-normativno-tehnicheskie-osnovi-obespecheniya-bzhd-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-formi-postroeniya-zanyatij-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tarbagatajskaya-srednyaya-shkola-priroda-ekologiya-chelovek.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-bassejna-aralskogo-morya-proekt-upravleniya-vodnimi-resursami-i-okruzhayushej-sredoj.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-lyah-moj-drug-fizkultura-1-4-kl-m-prosveshenie-2007-pasport.html
  • student.bystrickaya.ru/24-27-sentyabrya-2008-goda.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-lichnostnoe-i-semejnoe-konsultirovanie-dlya-specialnostej.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-prioritetah-razvitiya-kriterialnoj-modeli-attestacii-pedagogicheskih-i-rukovodyashih-rabotnikov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ishodnij-princip-akademicheskoj-demografii-samoorganizacii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-instrukcii-po-provedeniyu-profilakticheskih-osmotrov-detej-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrastov-na-osnove-mediko-ekonomicheskih-normativov.html
  • books.bystrickaya.ru/current-buying-power-tekushaya-pokupatelnaya-sposobnost-i-zakaryan-i-filatov.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-1-pust-gde-sluchajnaya-velichina-c-const-najti-konechnomernie-raspredeleniya-processa-najti-kovariacionnuyu-funkciyu-puassonovskogo-processa-intensivnosti.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-informacionno-kommunikativnoj-obrazovatelnoj-sredi-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-net-bezuprechnogo-boris-ageev-horoshaya-pristan-odisseya-v-dvuh-knigah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/umeret-no-tolko-ne-sejchas-tolko-ne-tak-mishenko-rasskazi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/locked-rukovodstvo-polzovatelya-rukovodstvo-i-spravochnik.html
  • abstract.bystrickaya.ru/250podgotovka-tankov-k-otpravke-na-front-na-odnom-iz-voennih-zavodov-urala.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-10-osnovi-marketinga-v-kreditnih-organizaciyah-programma-uchebnoj-disciplini-bankovskoe-delo-dlya-napravleniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-emitenta-svedeniya-o-bankovskih-schetah-ob-auditore-ocenshike-i-o-finansovom-konsultante-emi-stranica-4.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-foruma-09-00-zal-savva-morozov-nachalo-registracii-10-00-11.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-russkij-yazik.html
  • education.bystrickaya.ru/254-pravovie-riski-153035-rossiya-gorod-ivanovo-ul-nekrasova-61-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/udk-524-5-539-124-6-539-188-2-pozitronsoderzhashie-atomnie-sistemi-v-pilevoj-kosmicheskoj-plazme-i-gidridah-shelochnih-metallov.html
  • reading.bystrickaya.ru/kogda-zazhigayutsya-svechi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchno-proizvodstvennoe-predpriyatie-gks.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-2-dekabrya-2005-g-n-916-r-ob-utverzhdenii-metodicheskih-rekomendacij-po-sisteme-oplati-truda-rabotnikov-gosudarstvennih.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/harchova-dobavka-aspartam-e951.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-21-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-teoreticheskoj-elektrotehnike-chast.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/programma-konferencii-kazan-2012.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-rajonnie-seminari-massovie-meropriyatiya-s-raznimi-kategoriyami-pedagogicheskih-rabotnikov.html
  • college.bystrickaya.ru/16-izderzhki-proizvodstva-i-osnovnie-napravleniya-ih-snizheniya-gl-buhgalter-36-yurist-36-buhgalteriya-36-otdel-snabzheniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-po-kursu-obshaya-ekologiya-chast-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/transformator-napryazheniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-chelovek-i-mir-cheloveka-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-skazka-eto-samij-vernij-i-korotkij-put-k-detskomu-razumu-i-serdcu-kak-vprochem-i-igra.html
  • college.bystrickaya.ru/-2-metodi-kriminalistiki-kriminalistika-uchebnik.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.