.RU

Женское образование в контекстеекатерининской учебной реформы 1780-х годов


^ Женское образование в контексте
екатерининской учебной реформы 1780-х годов
В нашу задачу не входит рассмотрение второй екатерининской учебной реформы, являвшейся, в сущности, контрреформой по отношению к недавно созданному женскому образованию и которая нередко, с разной степенью полноты и глубины, освещалась в педагогической историографии. Однако нельзя не отметить ряда принципиальных положений этой реформы, ибо они в итоге не могли не сказаться на последующей судьбе женского образования.

Учебная реформа 1780-х годов, с одной стороны, была направлена на реализацию второй из отмеченных выше важнейших задач предшествовавшей екатерининской образовательной политики – создание «третьего чина граждан», среднего сословия посредством новой системы воспитания и обучения, чему и должна была в первую очередь отвечать заимствованная из Австрии система народных школ. С другой стороны, в этой реформе отчетливо видна существенная трансформация, если не смена, образовательной концепции правительства. По существу, в идеологическом и социально-педагогическом плане данная реформа несла в себе новые, в значительной мере контрреформаторские принципы-тенденции по отношению к предшествовавшей екатерининской школьной реформе. Каковы же они?

Во-первых, это окончательный отказ от просветительской иллюзии провести все подрастающее поколение через государственные воспитательные заведения интернатного типа.

Во-вторых, изменение цели школы, которая теперь уже не притязает на всеобъемлющее воспитание «человека и гражданина» вообще, а решает более узкую и прагматическую задачу воспитания и образования гражданина (синоним – подданного) применительно к условиям его социального быта.

В-третьих, своеобразное выравнивание воспитательных и образовательных задач школы. Гражданин-подданный должен быть не только надлежащим образом воспитан, но и обучен в пределах потребностей, определяемых его положением, в том числе – и его полом.

В-четвертых, такого рода обучение «среднего чина граждан», естественно, принимает характер реального образования (в значительной мере прикладного), что составляло существеннейшую особенность и одну из важнейших задач данной школьной реформы.

Все это очевидно означало неуклонное движение к сословной школе, что было неизбежным, поскольку именно в данный период окончательно складывался сословный строй русского общества. Будучи не в силах отказаться от этого строя и переступить через российские реалии, Екатерина II вынуждена была отказаться от многих прежних замыслов построения «новой школы». В том числе – и от своей первоначальной идеи не делать различий между сословиями, между образованием мальчиков и девочек, не допускать разрыва уровней мужского и женского образования и т.д.

Отмеченные перемены в общей образовательной политике вносили существенные изменения в жизнь Смольного института. Вторая екатерининская школьная реформа вобрала в себя как составную часть первую реформу/контрреформу женского образования в России, которая попыталась привести его в соответствие с заимствованной из Австрии «нормальной учебной системой». Эта реформа женского образования также началась с опережением – преобразования в Смольном институте на год упредили изменения в Сухопутном шляхетском корпусе. Последствия данной реформы/контрреформы были неоднозначны. Ее результатом стала, с одной стороны, говоря современным языком, определенная оптимизация внутреннего строя женской школы; с другой – утилитаризация женского образования.

Была и еще одна фундаментальная идея новой екатерининской школьной реформы 1780-х годов, имевшая не только существенное образовательное, но и принципиальное политическое значение. Идея, которая станет сквозным, более того, доминирующим принципом государственной образовательной политики на протяжении последующих двух столетий (за исключением редких периодов «оттепели» в образовании, периодов прогрессивных образовательных реформ). А именно – принцип полного единообразия образовательной системы, заимствованный из австрийской школьной реформы: единообразия в организации школьной жизни, «в книгах и учебном способе, чтоб не воспоследовало ни в учителях, ни в книгах какого разврата ко вреду общей пользы» [155, с. 611].

В соответствии с этой идеей 28 марта 1783 года было дано высочайшее распоряжение о преобразовании учебного плана Смольного института по образцу народных училищ и о проведении ревизии учебной части института.

Комиссия под руководством будущего первого министра народного просвещения П.В. Завадовского вскрыла существенные недостатки как в общей организации института, так и в его учебной части. Она отметила, что, поскольку на дворянской половине института преподавание почти всех предметов велось на иностранном языке, воспитанницы «разучивались русской грамоте», не получали «ясных, твердых, последовательных знаний». «На мещанской половине были воспитанницы, не умевшие подписать свое имя». Общий вывод комиссии был неутешительным: институтское обучение «вдыхает в воспитанниц от наук отвращение и вместо просвещения разума омрачает оный» [76, вып. 14, с. 132].

Комиссия Завадовского внесла существенные улучшения в учебную часть Смольного института: ввела преподавание всех предметов на русском языке, заменила неспособных учительниц приготовленными учителями, ввела по сути впервые четкий учебный план, выработала новое «Расположение учения», по которому учебные предметы распределялись соответственно возрастным группам, подготовила специально для Смольного «Наставление» учителям, основанное на дидактических принципах «Руководства учителям I и II класса народных училищ» – наглядность обучения, фронтальные беседы с классом и т.д. Все эти меры, одобренные Екатериной II, безусловно способствовали совершенствованию учебной части института.

^ Что же касается общих целей воспитания и обучения, и, соответственно, средств их реализации, то комиссия Завадовского сделала существенный шаг назад по сравнению с той целью, которая имелась в виду при учреждении Смольного института. Общечеловеческая цель образования, по справедливому замечанию Е.И. Лихачевой, «была впервые сужена и специализирована... в чисто женскую». Задача воспитания девиц теперь «состояла наипаче в том, чтобы сделать их добрыми хозяйками, верными супругами и попечительными матерями». А для того надлежало «сочинить» различные наставления по поведению женщин в различных ипостасях семейной жизни с тем, чтобы они могли быть «опорой дома», «прелестью света и сокровищем для супруга» [94, кн. 1, с. 219, 276; выделено нами. – Авт.].

Названная цель определила характер женского образования более чем на полстолетия вперед. Хотя, как с горькой иронией замечала Лихачева, «новая цель воспитания и образования... не только тогда, но и никогда и нигде не могла быть достигнута, ибо никакие книги, никакие методы преподавания не могут научить девушку быть впоследствии верной супругой и попечительной матерью». К тому же по отношению к женщине «каждый супруг по-своему понимает, что для него составляет сокровище...» [94, кн. 1, с. 238, 277].

Вместе с тем новая «чисто женская» «прикладная» цель женского образования являла собой составную часть общей новой «сословно-прикладной» концепции школы, образования, выдвинутой в ходе второй екатерининской учебной реформы (о принципах-тенденциях которой мы упоминали ранее). Эта концепция также станет доминантой образовательной доктрины власти на ближайшие двести лет (за исключением тех же редких периодов «оттепели»). В рассматриваемое время она наиболее четко формулировалась и всесторонне раскрывалась в известной, уже называвшейся ранее книге «О должностях человека и гражданина», которая стала настольной во всех учебных заведениях поздней екатерининской поры, в том числе и в женских.

Высокое слово «гражданин», вынесенное в заглавие этой книги, фактически совсем в ней не употреблялось, так же как и слово «человек», которое встречается лишь в первой ее части, где идет речь о нравственных заповедях христианства. Ключевое слово книги – «подданный» (реже употребляется – «сын отечества»), и именно его обязанности детально здесь расписываются.

Центральная установка этого воспитательного руководства, представлявшего собой своеобразный венец охранительных откровений в истории российской официальной педагогики, состоит в следующем: «Истинный сын отечества должен быть привязан к государству, образу правления, к начальству и к законам. Любовь к отечеству состоит в том, чтобы покорялись законам, учреждениям и добрым нравам общества, в коем живем».

Поскольку правительство предстает в книге всевидящим, всезнающим, всемудрым, заботящимся о всеобщем благополучии, то «все подданные обязаны правителей своих почитать, Богу о них молиться, законам и уставам их повиноваться, подати и службы, без которых правители держав общего благосостояния и безопасности сохранить не могут, должны подданные доброхотно и усердно давать... Каждый подданный должен оказывать почтение, любовь, послушание и верность не только державствующему, но и определенным и установленным от него меньшим властям».

^ Этот настольный кодекс послушания, до уровня которого последующая официальная педагогика дотягивалась весьма редко, выделял три главные задачи – «должности» подданных.

«Первая должность сына отечества есть не говорить и не делать ничего предосудительного в рассуждении правительства, и потому всякие возмутительные поступки, как-то: роптания, худые рассуждения, поносительные и дерзкие слова против государственного учреждения и правления, суть преступления против отечества и строгого наказания достойны...»

«Законы суть учреждения, коими определяется, что правительство почитает полезным для благосостояния государства, и так повиновение есть вторая должность сына отечества…»

«Начальники могут и долженствуют все лучше и основательнее знать; почему упование на прозорливость и праводушие правителей есть третья должность сына отечества...»

Кодекс раба в век Просвещения – таковы парадоксы российского «просвещенного абсолютизма». Последствия этого внедренного в плоть и сознание кодекса народ выдавливает из себя то «по капле», то реками крови вот уже третье столетие. «Эта книга, – писал в начале XX века П.Ф. Каптерев, – есть самое характерное выражение государственной екатерининской педагогики, есть педагогически-этический апофеоз современной правительственной власти» [78, с. 196; выделено нами. – Авт.].

Устав 1786 года, реализуя задачи создания «третьего чина граждан», открывал в России по австрийскому образцу малые и главные народные училища (но в отличие от Австрии только в городах, а не в сельской местности), в которые принимались как мальчики, так и девочки. Однако число учениц в этих училищах было крайне незначительным, поскольку, как отмечал Г.Р. Державин, «считалось за непристойное брать уроки девицам в публичной школе».

В 1796 году, в год смерти Екатерины II, из 1121 учениц этих училищ в Петербурге обучалось 759, в остальной России – 362 [51, с. 72]. Во всей Московской губернии в 1794 г. в народных училищах не было ни одной учащейся девочки, и даже в частных пансионах и школах из 3061 учащихся на всю губернию приходилось только 113 девочек. Всего же из 176730 человек, обучавшихся в народных училищах России в 1782–1800 гг., девочек было лишь 12595, т.е. немногим более 7% [94, кн. 1, с. 285; 41, с. 19]. Все эти цифры свидетельствуют о крайней неразвитости женского образования в России к концу XVIII века.

Эта неразвитость к концу «века Просвещения» имела две основные причины: весьма незначительная в то время его востребованность в русском обществе и постепенное угасание интереса власти к ею же инициированным малочисленным очагам этого образования. Ни в одном из известных проектов 1760–1770-х годов (план «детских воспитательных академий» или «государственных гимназий», план профессора Дильтея и др.) вопрос о женском образовании не ставился. Единственный раз этот вопрос возник в конце 1760-х годов в предложениях В.Т. Золотницкого, поданных в Уложенную комиссию, который полагал, что «наряду с мужскими необходимо устраивать и женские средние училища» [155, с. 302]. Во время работы Уложенной комиссии из 158 дворянских наказов лишь 35 так или иначе упоминали о школах, и только в одном наказе малороссийских дворян было высказано пожелание о создании училищ для благородных девиц. Как отмечала Лихачева, если в начале царствования Екатерины II «общество и литература высказывали мало интереса к образованию женщин», то к концу XVIII века даже этот малый интерес вовсе погас [94, кн. 1, с. 276; 41].

И вместе с тем как бы ни были малозначительны количественные итоги развития женской школы в XVIII веке, главным в этом развитии – в исторической перспективе – являлось то, что сфера женского образования стала объектом государственной деятельности. Более того, – самостоятельным и весьма специфическим объектом образовательной политики. Эта специфичность, о которой говорилось выше и которая проистекала из взглядов власти на особые цели, задачи и содержание женского образования, в значительной мере окрасит его последующее развитие, особенно в первой половине XIX столетия.

Новый век почти на полстолетия сохранит как единственный тип среднего женского учебного заведения закрытый женский институт, созданный И.И. Бецким и Екатериной II, который, по словам Н.М. Карамзина, «и целию, и средствами своими заслужил искреннюю похвалу, искреннее удивление в Европе». Но не только сохранит – распространит его по многим губерниям России, внеся в него свои существенные изменения.


yavleniya-sili-i-slavi-bozhiej-v-russkom-narode-cerkvi-i-protivlenie-im-stranica-3.html
yavleniya-sili-i-slavi-bozhiej-v-russkom-narode-cerkvi-i-protivlenie-im.html
yavlyaetsya-budushee-zelenih-rozovim.html
yavlyaetsya-hudozhestvennim-proizvedeniem-v-tom-smisle-chto-opisannie-v-nem-sobitiya-imeya-otnoshenie-k-avtorskomu-zhiznennomu-opitu-tem-ne-menee-ni-v-koem-sluchae-n.html
yavlyaetsya-li-holokost-neosporimim-faktom-istorii-peresmotra-istorii-to-est-revizii-vpolne-slozhivshihsya-polozhenij.html
yavlyaetsya-uchrezhdeniem-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya-sozdano-s-celyu-podgotovki-rabotnikov-kvalificirovannogo-truda-rabochih-i-sluzhashih-po-osnovnim-n.html
  • credit.bystrickaya.ru/ognennij-bog-marranov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-12-sociologiya-konflikta-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-ogse-f-sociologiya-kod-i-nazvanie-disciplini.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vsego-po-strane-ekonomicheskij-i-socialnij-sovet.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolya-zatrat-na-kompensacii-za-rabotu-razvitie-upravleniya-trudom-na-predpriyatii-na-osnove-racionalnogo-ispolzovaniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-v-3-m-kvartale-2010-goda-oprieme-v-chleni-obsherossijskogo-obedineniya-rabotodatelej-neftyanoj-i-gazovoj-promishlennosti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publicistikali-zhanrlardi-aza-baspaszndeg-orni.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-sostoyanie-mertvih-bessmertie-ili-voskresenie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kulturnoe-obsluzhivanie-i-sport-mineralno-sirevoj-kompleks-43-2-selskoe-hozyajstvo-44-3-ekonomika-64.html
  • institut.bystrickaya.ru/tradicionnaya-biologiya-t-ya-dubnisheva-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-issledovanie-hronologii-osnove-statisticheskogo-analiza-spiskov-imen-anatolij-timofeevich-fomenko-gleb-vladimirovich-nosovskij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/testosteron-vsemu-golova-chast-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-masattari-zhobalau-dstemesn-pn-mazmni-erekshelkter-zhajli-blktlgn-arttiru-sabati-mndetter.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-stranica-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/nina-astashova-i-ee-blizkie-zasedanie-kafedri.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-terapii-2-programma-6-1-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-20-24-aprelya-petrozavodsk.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-obrazovatelnoj-programmi-poyasnitelnaya-zapiska-ichast-organizaciya-rezhima-prebivaniya-detej-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-nereshennie-voprosi-bronhialnoj-astmi-u-detej.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-gosudarstvennoj-statistike.html
  • credit.bystrickaya.ru/pogruzhenie-yu-a-lebedev-usta-premudrih-nam-glasyat.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-osnovi-gigienicheskogo-normirovaniya-uchebnogo-processa-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-uchebno-metodicheskih-kompleksah-po-discipline-i-po-specialnosti.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-predvaritelnie-razmishleniya-o-prirode-vlasti-avtorskoe-predislovie-k-russkomu-izdaniyu.html
  • learn.bystrickaya.ru/gajdanov-oleg-ivanovich-r-1945-gosudarstvennij-sovetnik-yusticii-2-klassa-kandidat-yuridicheskih-nauk.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akcizi-problemi-i-perspektivi-chast-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naselennost-vselennoj-k-e-ciolkovskij-utverzhdal-chto-teoriyu-raketostroeniya-on-razrabotal-lish-kak-prilozhenie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rs55vr2-instrukciya-po-ustanovke-power832.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-plan-zasedanij-uchebno-metodicheskogo-soveta-plan-zasedanij-uchenogo-soveta-instituta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/valovoj-nacionalnij-produkt-chast-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/paragraf2-rimskoe-pravo-kak-sostavlyayushaya-nauki-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ul-rossijskaya21-irkutsk-664025-tel-3952-34-17-28-faks-3952-24-09-72.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-3-metodologicheskie-problemi-issledovaniya-rimskogo-prava-i-ih-znachenie-dlya-sovremennoj-nauki-istoriko-pravovoj-podhod-k-izucheniyu-rimskogo-prava-10-stranica-10.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-a-barabanshikov-m-m-milad-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-mezhdunarodnom-konkurse-tvorcheskih-rabot-molodih-pedagogov-ideya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/some-words-about-professional-training-of-intending-teachers-of-computer-programming.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klassifikaciya-1-predmet-i-metodi-patologicheskoj-fiziologii-obshie-principi-i-tipi-mediko-biologicheskih-eksperimentov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.